Вряд ли кому-то хочется, чтобы его данные оказались в руках третьих лиц. Но это происходит гораздо чаще, чем мы думаем. Данные интернет-пользователей часто называют «новой нефтью». Практически каждый сайт (например, Google) и каждое приложение собирает, обрабатывает и хранит сведения о нас, а порой и продают их сторонним компаниям. Кто делает это чаще всех и насколько это опасно?
Так, исследование, проведенное pCloud, показало, что половина популярных приложений занимаются торговлей данными. Наибольшее количество сведений собирают и продают Facebook и Instagram, сервисы по доставке еды, агрегатор такси Uber, приложение для знакомств Tinder, некоторые стриминговые сервисы, а также Twitter, eBay, YouTube, Booking, Airbnb и другие популярные ресурсы.
Наиболее безопасными в этом плане до недавнего времени считались Clubhouse, Netflix, Skype и Zoom, но в апреле этого года стало известно об утечке звонков через Zoom: видеоуроков, рабочих совещаний и личных разговоров.
Даже если приложение не продает ваши данные, то оно в любом случае использует их в собственных маркетинговых целях. В основном, чтобы показывать вам подходящую рекламу
Кроме приложений, данные сливают голосовые помощники и умные колонки — они выделяют среди поисковых запросов теги и передают сведения рекламодателям. А некоторое время назад даже умная одежда бренда Tommy Hilfiger собирала сведения о передвижениях и предпочтениях пользователей.
Но есть и условно хорошие новости. На самом деле, в распоряжение рекламодателей попадают не персональные сведения о конкретном человеке, а так называемые большие данные (big data) – массивы информации о значительном количестве пользователей. Идентифицировать кого-то в этом объеме данных не получится, зато можно выделить группу людей, обожающих котиков, и показать рекламу кошачьего корма.
Как правило, большие данные можно легально собирать, хранить и продавать — обычно это указывается в пользовательском соглашении, которое мало кто дочитывает до конца. Причем от этого не защитит даже VPN, который также часто собирает и продает данные, или программа-антивирус. Так, в 2020 году в торговле информацией была уличена компания Avast.
В разных странах сбор и хранение данных регулируется по-разному, например, достаточно жесткие правила действуют в Евросоюзе. В России запрещена обработка персональных сведений, а вот большие данные собирать можно.
В целом, сбор массивов данных не настолько страшное явление и даже в некотором роде двигатель прогресса. Например, служба доставки, сравнив геопозиции людей, заказывающих пиццу, может открыть новый ресторан именно в том районе, где она будет пользоваться наибольшей популярностью.
Из соображений безопасности не стоит выкладывать в сеть персональные данные: фото паспорта или билетов, лучше не указывать номер телефона, если в этом нет необходимости, отказаться от геометок, закрыть профиль в социальных сетях.
Подробнее о том, как защитить персональные данные в сети, мы рассказывали в этой статье.