Гран-при Бахрейна Формулы-1 едва не завершился трагедией. Один из болидов, вылетев с трассы, врезался в барьер и мгновенно загорелся. Пилота Ромена Грожана спасла титановая дуга над головой гонщика — устройство безопасности под названием Halo. Ситуация еще раз показала, насколько важно использование технологий безопасности, когда дело касается жизни человека.
Не только гоночные болиды, но и современные городские автомобили наделены электронными системами безопасности. В самых продвинутых моделях, конечно, компьютер максимально защищает не только вас, но и других участников дорожного движения. Как электронные системы помогают всех обезопасить?
Когда-то все начиналось с антиблокировочной системы тормозов (ABS), которая в случае резкого торможения предотвращает блокировку колес автомобиля, чтобы тот не сорвался в занос — это позволяло существенно сократить тормозной путь. А современные версии ABS, которые действуют на основе компьютерных алгоритмов, помогают максимально точно и эффективно имитировать действия профессионального водителя, используя метод прерывистого торможения.
В связке с ABS обычно действует антипробуксовочная система ASR — принципы их действия во многом похожи, хотя системы решают разные задачи. Когда датчик ASR фиксирует, что ведущие колеса начинают пробуксовывать, система автоматически снижает обороты двигателя и при необходимости притормаживает. Таким образом обеспечивается плавный и стабильный набор скорости, чтобы вы не шлифовали асфальт при резком нажатии педали газа.
За эффективность торможения также отвечают EBD и Brake Assist — первая система распределяет тормозное усилие между всеми колесами автомобиля, обеспечивая хорошее сцепление с дорогой и повышая курсовую устойчивость во время экстренного торможения. Brake Assist анализирует действия водителя — достаточно ли сильно тот нажал на педаль тормоза? Хватит ли этого для остановки или необходимого замедления автомобиля? В случае необходимости система сама «дожимает» тормоз.
Есть еще электронная блокировка дифференциала (EDL, EDS): определяя скорость вращения каждого колеса, система подтормаживает буксующие колеса, тем самым облегчая управление автомобиля — его трогание с места, разгон и движение на подъем.
Подъем также облегчает HHC, которая удерживает давление в тормозной системе, даже когда водитель не нажимает на педаль тормоза. Ее близнец — HDC (система контроля для спуска), — наоборот, за счет распределения тормозного усилия и контроля над силовым агрегатом позволяет, полностью сосредоточившись на управлении, легче произвести спуск.
Безопасную дистанцию на дороге и скорость помогает поддерживать адаптивный круиз-контроль (ACC) и предиктивная тормозная система (PBA). А припарковаться поможет PDC, больше известная как Parktronic. Она оповещает водителя короткими звуковыми сигналами, какое расстояние остается до препятствия — чем его меньше, тем короче паузы между отдельными сигналами.
Ну и система курсовой устойчивости — еще один важный элемент в интеллектуальных системах автомобиля. Благодаря ей авто в случае критического маневра не уйдет в занос и не вылетит с трассы. ESP анализирует множество параметров: скорость вращения колес, поперечное ускорение, угловую скорость и пр. Исходя из полученных данных, система решает, каким образом необходимо стабилизировать автомобиль: насколько снизить обороты двигателя и какие колеса притормозить.
А мы все же напоминаем, что, несмотря на все «умные» технологии и компьютерные системы в автомобиле, водителю за рулем нужно быть предельно внимательным и осторожным. Вся электронная начинка гарантирует безопасность лишь до определенного момента.