Система автопилота ведет самолет без непосредственного маневрирования пилотом органами управления. Она поддерживает положение и/или направление самолета и возвращает его, когда тот отклоняется от курса. Разбираемся, как устроена эта технология в легких самолетах наподобие Cessna.
Основная цель системы автопилота — снизить рабочую нагрузку и утомляемость летчиков при управлении самолетом во время длительных перелетов.
Большинство автопилотов имеют как ручной, так и автоматический режимы работы. В ручном режиме пилот выбирает каждый маневр и вводит данные в контроллер автопилота. В автоматическом режиме пилот выбирает желаемое положение и направление на участке полета, затем автопилот поддерживает эти параметры.
Системы автопилота обеспечивают одно-, двух- и трехосное управление самолетом. Одноосные автопилоты, известные как системы выравнивания крыла, обычно встречаются на легких самолетах. Двухосные системы управляют элеронами и рулями высоты. Трехосные автопилоты управляют элеронами, рулями высоты и рулем направления. Двух- и трехосные системы автопилота можно найти на самолетах всех размеров.
Некоторые современные малые, высокопроизводительные и транспортные самолеты имеют очень сложные автопилоты — системы автоматического управления полетом (AFCS). Эти трехосные автопилоты выходят далеко за рамки управления самолетом. Они управляют воздушным судном во время набора высоты, снижения, крейсерского полета и захода на посадку. Некоторые даже интегрируют функцию автоматического дросселя, которая самостоятельно контролирует тягу двигателя, что делает возможной автопосадку.
С помощью компьютеров можно заранее запрограммировать весь профиль полета, что позволяет пилоту контролировать его выполнение. Компьютер координирует практически все аспекты полета, включая работу автопилота и системы автоматического регулирования тяги, выбор навигационного маршрута, схемы управления топливом и многое другое.