Бытует мнение, что именно Tesla подарила миру электромобили. Однако это далеко не первая компания, выпустившая электромобиль.
Правильнее будет сказать, что благодаря Tesla, а именно появлению ее Model 3, началась революция на рынке электрокаров. Производители озаботились инновациями. Однако и до Tesla в истории автомобилестроения было много электрокаров, причем весьма успешных.
1. GM EV1
Конечно, сегодня GM EV1 выглядит не очень интересно, но при выходе автомобиль считался чудом инженерной мысли, намного опередившим свое время. EV1 начинался как концепт-кар GM Impact, а позже стал полноценной серийной моделью.
Электрический двухместный автомобиль GM в 1996 году считался весьма продвинутым, у него была аэродинамическая форма кузова (что немаловажно из-за ограниченного ресурса батареи) и рекуперативные тормоза — в то время они считались передовой технологией.
Более того, EV1 даже оснащался тепловыми насосами, которые необходимы для увеличения запаса хода электромобиля зимой. К сожалению, все эти достижения не смогли спасти проект EV1. Так как машины сдавались владельцам в аренду, компания забрала их обратно и большую часть буквально уничтожила. Одна из причин — GM не могла обеспечить выпуск запасных частей для автомобиля в будущем.
2. Chevrolet S10 EV
Пионером в области электропикапов тоже была General Motors. Chevrolet S10 EV появился на рынке в 1997 году. Он выглядел как обычный пикап — никаких аэродинамических форм.
Позже появился вариант с улучшенной батареей, которая увеличила запас хода, но в дальнюю поездку на таком авто все равно не поедешь. Аккумуляторы того времени попросту не могли обеспечить достаточный запас хода. Дальность поездки на одной батарее колебалась от 61,6 до 97,2 км.
В 1998 году была выпущена модель с более мощным никель-металлогидридным аккумулятором, увеличивающим запас хода в два раза, но стоила такая модель очень дорого, что оттолкнуло возможных покупателей. Электрокар сняли с производства.
3. Toyota RAV4 EV
Электрические внедорожники могут стать самыми популярными транспортными средствами на электротяге. В конце 1990-х первопроходцем стала Toyota RAV4 EV, и тогда она тоже намного опередила свое время. Первое поколение проходило на одной зарядке 160–180 км и развивало скорость до 120 км/ч.
Когда производство завершилось, машины остались у покупателей, и до сих пор можно купить с рук RAV4 EV первого поколения — всего было выпущено 1575 таких моделей.
4. BMW E1
BMW E1 был революционным концептуальным автомобилем начала 1990-х годов. BMW сделала две версии концепта в разном стиле. Нынешний электрический хэтчбек BMW i3 явно черпал вдохновение в оригинальном миниатюрном электромобиле BMW.
У E1 была алюминиевая конструкция, а в корпусе использовалось большое количество пластика. Это было сделано для уменьшения веса, так как масса аккумуляторов была внушительной.
Запас хода авто достигал 240 км — это считалось прорывом, особенно с учетом аккумуляторов того времени.
5. GM Sunraycer
GM Sunraycer по своей форме напоминал головастика — это было гоночное авто, созданное GM и AeroVironment для участия в гонках солнечных автомобилей по Австралии в 1987 году.
Представьте себе: электрокар 80-х годов работал на возобновляемом источнике энергии. Sunraycer заложил основу для первого электромобиля General Motors — EV1.
AeroVironment вместе с GM также отвечали за концепт Impact, который в конечном итоге послужил прототипом EV1. Sunraycer имел аэродинамический кузов и оснащался солнечными панелями. Но солнечные технологии в автомобилях не смогли стать прорывными.