В начале 2020 года компания Google заявила о постепенном отказе от сторонних файлов cookie. Весной 2021 года она начала тестирование новой технологии таргетинга рекламы FLoC, а в 2022 — отказалась от этой модели в пользу Topics API. Третий год крупнейший поисковый сервис планеты воюет с cookie. Зачем он это делает и что предлагает взамен?
Говоря о cookie, мы не зря упомянули определение «сторонние». Что оно означает? При заходе на страницу A вы можете, даже сами того не ведая, закачать на свой компьютер «печеньки» от сайтов B, C, D, E и так далее до конца английского алфавита. Но и этого может не хватить. Иной раз достаточно зайти всего на один ресурс, чтобы ваши действия в сети начали отслеживать сотни рекламодателей.
Очевидно, что подобная ситуация устраивает только рекламодателей. Пользователи ревностно относятся к сохранению своей конфиденциальности и вообще не любят, когда какие бы то ни было аспекты их сетевой деятельности становятся достоянием третьих лиц, будь то спецслужбы, СМИ или коммерческие структуры.
Именно поэтому корпорация Google, и не только она, начала кампанию по отказу от сторонних cookie. Однако проблема в том, что беспокойство о конфиденциальности пользователей — лишь напускное. На деле FLoC, Topics API и другие «заменители печенек» меняют методологию сбора данных, но не отменяют самого факта сбора данных пользователей третьими лицами.
«Рекламодателям будет передаваться только информация, не являющаяся конфиденциальной», – заявляют в Google. Причем степень конфиденциальности будет определяться исключительно самой компанией. И о каких гарантиях тут идет речь?