Дроны нашли самое широкое применение в разных сферах: наблюдении и съемке, грузоперевозках и спасательных операциях. Но поговорим о том, что знают далеко не все.
Факт № 1: Земля в иллюминаторе
Далеко не все знают, что дроны успешно используются не только на Земле, но и в космосе. Например, в 2020 году на Марсе работал соосный БПЛА Ingenuity (дрон с парой параллельных винтов, вращающихся в разных направлениях), а через 4 года, в 2026 году, на Титан отправят дрон Dragonfly с восемью несущими винтами.
Факт № 2: Тени забытых предков
Прадедушками дронов можно считать «беспилотники», в 1849 году использовавшиеся австрийскими войсками при подавлении восстания в Венеции. В роли БПЛА выступали аэростаты, начиненные бомбами со шрапнелью. Их пускали по ветру в сторону повстанцев, а когда аэростаты оказывались над целью, часовой механизм вызывал детонацию боеприпаса. Боевая эффективность оказалась чуть выше нуля, но сам факт бомбардировки с воздуха вызвал панику среди восставших.
Факт № 3: Самый дорогой дрон
Самым дорогим дроном в мире, что неудивительно, оказался боевой беспилотник. Это MQ-9 Reaper, принятый на вооружение армией США. Его стоимость превышает $14 млн. Разведывательно-ударный БПЛА успешно применялся при ведении боевых действий в Афганистане и Ираке. Также MQ-9 Reaper используется для патрулирования границы с Мексикой.
Факт № 4: Кто заказывал такси на Дубровку?
Ehang 184 – самый дорогой пассажирский дрон в мире. Его стоимость составляет $300 тыс. Производитель, китайская компания EHang Holdings Ltd, позиционирует свой квадрокоптер как одноместное пассажирское такси для мегаполисов с плотными автомобильными потоками.
EHang производит и более дорогую модель – 216. Стоимость базовой версии – $336 тыс. Различные модификации этого дрона используются для тушения пожаров в высотках, доставки грузов, перевозки органов для трансплантации.
Факт № 5: Первый боевой беспилотник
Нет, первый военный беспилотник появился не в 1990-ых годах, а намного раньше – во время Первой мировой войны (если не считать австрийские аэростаты 1849 года). Им стал «Жук» — «воздушная торпеда» американского инженера Чарльза Кеттеринга. Конструкция, стоившая всего $400, могла пролететь до 120 километров, чтобы сбросить бомбу на вражеские позиции. Расстояние рассчитывалось на основании числа оборотов несущего винта «летающей торпеды».
Несмотря на невысокую эффективность БПЛА, армия США заказала 75 «Жуков». К концу войны успели сделать всего 45 бомб, поэтому в боевой обстановке «воздушную торпеду» так и не опробовали.