Аэротакси из фантастики медленно, но верно становятся реальностью. Рассказываем, какие разработки ведутся уже сейчас, где прошел первый коммерческий полет и когда уже можно будет заказать воздушное такси.
Существует немало проектов по всему миру, в том числе и от крупных компаний. Так, Airbus разрабатывает Vahana – беспилотный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой. В нем используются четыре электромотора с воздушными винтами. Полет на 80 км Vahana совершает за 18 минут.
Планируется, что это будет городское такси с возможностью полета по определенной траектории. Проект стартовал еще в 2016 году, коммерческий запуск запланировали на 2020 год, но в начале прошлого года Vahana отправилась только в первый испытательный полет. О дальнейшей судьбе этого аэротакси пока ничего не известно.
Airbus Vahana
Boeing некоторое время занимался проектом такси Boeing NeXt. В основу положены мультикоптеры с вертикальными посадкой и взлетом. В этом устройстве установлены 8 электромоторов с воздушными винтами и аккумулятор, рассчитанный на 80 км полета.Но проект закрылся в 2020 году из-за финансовых потерь авиакомпании в связи с пандемией.
Uber также решил заняться воздушными перевозками, запустив проект Elevate. Разработкой летательных аппаратов занимаются компании-партнеры, среди которых NASA, создающая для них программное обеспечение.
Прототип Boeing NeXT
Сам Uber замахивается на организацию воздушного движения. Предполагается, что такси будут летать между посадочными площадками SkyPort на крышах небоскребов. Тестовый полет первого аппарата Elevate прошел в декабре 2020 года, а к 2023 году Uber планирует запустить систему такси в Лос-Анджелесе и Далласе.
Японские разработчики из SkyDive собираются массово выпустить первые аэротакси тоже в 2023 году. Сейчас проходят испытания прототипа SD-XX, который оснащен 8 пропеллерами и развивает скорость до 100 км/ч. В планах компании также аэромобиль, который сможет не только летать, но и ездить по дорогам – прямо как в фильмах про будущее.
SkyDiveSD-XX
Впереди планеты всей китайская компания EHang, которая в июле 2020 года отправила аэротакси EHang 216 в первый коммерческий рейс. У беспилотного аппарата 16 электромоторов, скорость до 97 км/ч и максимальная дальность полета до 32 км. Устройство уже прошло сертификацию для перевозки грузов и продолжает тестовые полеты с пассажирами, а на второй квартал 2021 года запланирован старт серийного производства аэротакси.
В России концепции аэротранспорта разрабатывает McFly.Aero. В 2018 году представили прототип беспилотника Bartini, правда, во время испытаний аппарат взлетел всего на минуту и упал в снег. Но в светлом будущем Bartini, вероятно, сможет летать со скоростью до 300 км/ч и преодолевать расстояние до 150 км. Правда, точные даты в данном случае не называются.
Прототип Bartini от McFly.Aero
Еще в 2019 году вопросом аэротранспорта занялись «Яндекс» и холдинг «Вертолеты России». Но тут речь идет не о новых технологиях — используются обычные вертолеты. Запуск планировался на 2020 год, но его перенесли на 2022 год. Интересно, что стоимость полета на такси должна была составлять около 3000 рублей. Зато «Яндекс» планирует подписать с мэрией Москвы соглашение о полетах над железнодорожными путями и руслами рек.
Да, препятствием для развития аэротакси во всех странах являются, прежде всего, законодательные запреты полетов в определенных зонах. Например, в Москве нельзя летать над центром города.
Uber Elevate
Пока в городах нет и нужной инфраструктуры: площадок, парковок и станций для подзарядки аэротакси. Также развитие отрасли тормозит отсутствие правил, устанавливающих технические требования к аппаратам и нормы безопасности.
И, наконец, свои коррективы в процесс разработки и запуска аэротакси внесла пандемия, которая сильно ударила по отрасли авиаперевозок. Потому прототипы уже есть, но вот времена, когда мы сможем запросто вызвать летающее такси, непонятно когда наступят.