Влияние дисплеев смартфонов на глаза изучено пока слабо. Однако офтальмологи регулярно сталкиваются со случаями, когда длительная работа перед экраном если не портит зрение пользователя, то вызывает сухость, «рябь» в глазах и головные боли. Разберемся, какой дисплей смартфона безопасен для игр: диагональ, разрешение, тип матрицы, настройки.
Начнем с яркости. Если вы сфокусируете взгляд на солнце или лампе, боль в глазах не заставит себя долго ждать. При работе с телефоном болевых ощущений может и не быть, но чрезмерная яркость дисплея в любом случае дает повышенную нагрузку на зрение. Пользователь реже моргает, слезные железы вовремя не увлажняют глазное яблоко. Глаза быстрее устают, сигнализируя о своей усталости головной болью. Сгладить ситуацию поможет опция автоматической регулировки яркости.
Диагональ, разрешение, PPI
При покупке смартфона стоит ориентироваться скорее не на диагональ и разрешение, а на параметр PPI (количество точек на дюйм). Чем этот показатель выше, тем меньше приходится напрягать глаза, чтобы рассмотреть статичное или динамическое изображение.
Маленький экран с высоким разрешением может давать меньшую нагрузку на глаза, чем большой дисплей с низким. PPI должен быть как минимум больше 400
Что касается непосредственно размера экрана, то здесь важнее расстояние до него. Наши глаза устроены таким образом, что вдаль мы смотрим без напряжения, а вблизи нам приходится напрягать внутриглазные мышцы, чтобы рассмотреть предметы. Если мы не перенапрягаем глаза, то со зрением все будет в порядке. А гаджеты с маленьким экраном вынуждают держать их буквально перед глазами, то есть перенапрягаться.
Поэтому офтальмологи советуют смотреть телевизор на расстоянии около 3 метров и по возможности выбирать устройства с большим экраном. То есть играть не на смартфоне, а перед большим монитором или хотя бы планшетом, при этом на расстоянии 30–40 см. И, конечно, каждые 20 минут отвлекаться и смотреть вдаль, переводить взгляд по углам комнаты и пр. — глаза нужно расслаблять.
Тип матрицы
В сегменте дисплеев смартфонов матрицы OLED уверенно оттесняют IPS. Ключевое различие между этими двумя технологиями заключается в светоизлучающих элементах: если в IPS кристаллы только пропускают свет, то в OLED органические диоды сами являются источниками света.
OLED превосходит IPS по ряду технических характеристик, но вызывает проблемы у некоторых пользователей. Источник неприятностей – ШИМ (широтно-импульсная модуляция).
Уровень яркости экрана телефона определяется числом включений и выключений пикселей за единицу времени. Это мерцание визуально незаметно (мозг просто не успевает фиксировать пару сотен циклов вкл./выкл. за секунду), но дает чрезмерную нагрузку на зрительную систему человека при яркости менее 75%.
Подведем итоги
Несмотря на ШИМ, в целом для зрения безопаснее OLED. Однако офтальмологи отмечают, что нет и не будет технологии производства дисплеев, которая бы не влияла негативно на зрение. Безопасной диагонали экрана не существует, если вы держите устройство близко к глазам. Поэтому не стоит играть на смартфоне по 10 часов в день, а лучше вообще предпочесть гаджеты с большим дисплеем — ПК, ноутбук или планшет. С любой матрицей и любыми настройками.