Технология Dolby Atmos в свое время произвела чуть ли не революцию в мире многоканального звука, а сейчас становится обязательной функцией для аудиофилов. Но что это такое, как работает и в чем отличие от еще одной технологии объемного звучания DTS: X?
Dolby Atmos — это запатентованный аудиоформат, предназначенный для передачи объемного 360-градусного звука, как в кинотеатре. Используя технологию, создатели контента размещают определенные звуки точно в пространстве — так, чтобы вы могли слышать действие, как оно было задумано. Это означает, что Dolby Atmos может одинаково реалистично воспроизводить звук большого взрыва или полета пчелы, делая его пространственно точным. Вы даже можете слышать звуки, доносящиеся сверху. Dolby Atmos по сути обманывает мозг, заставляя его думать, что он находится прямо в середине сцены.
Чтобы добиться такого реалистичного звука, технология использует 9,1-канальный ресивер и может обрабатывать одновременно до 128 треков и 118 звуковых объектов для создания иммерсивной звуковой сцены. Любой звуковой объект, будь то звук шагов или баскетбольного мяча, бьющегося об асфальт, имеет определенную позицию на сцене. Dolby Atmos позволяет создателям контента размещать эти звуки в точном месте и задавать любое движение (представьте, как кто-то убегает от вас по коридору) в трехмерном пространстве. То есть в вашем доме вы вполне можете получить звук кинотеатрального качества, конечно, если у вас есть оборудование, поддерживающее эту технологию (наушники, саундбар, домашний кинотеатр и т.д.).
Техника, оптимизированная для Dolby Atmos, анализирует аудиоданные, и, в зависимости от количества имеющихся у вас динамиков и их размещения, определяет оптимальное воспроизведение в реальном времени. Если вы разместите потолочные динамики, то, когда в фильме пролетает вертолет, это будет звучать так, как будто над вами действительно летит вертолет. Чем больше у вас динамиков, тем лучше позиционирование, детализация и глубина звука.
Технология DTS: X — основной конкурент Dolby Atmos. Это объектно-ориентированный аудиокодек, целью которого также является создание многомерного звука, который движется вокруг вас, как в реальной жизни. Обе технологии могут обеспечить реалистичный и объемный звук, но есть некоторые ключевые различия в способах достижения конечного результата.
Dolby Atmos рекомендует использовать динамики, размещенные в потолке (да, тот самый пролетающий над головой самолет). Не хотите проделывать отверстия в потолке для крепления динамиков? Существует ряд более простых вариантов, включая звуковые панели с возбуждающими драйверами, отражающими звук от потолка с аналогичным эффектом. DTS: X работает со стандартными настройками объемного звука и не требует установки дополнительных динамиков в этот самый потолок (и вообще официально не требует каким-то особым образом располагать динамики). Вы также можете вручную настроить звуковые объекты, например, увеличить громкость диалогов по сравнению со звуковыми эффектами (частая проблема современного кино).
DTS: X чисто с технической стороны превосходит своего конкурента в скорости передачи данных, которая обещает более реалистичное восприятие. Dolby же утверждает, что ее кодеки имеют большую эффективность, то есть при пониженной скорости передачи данных качество звука будет лучше, чем у конкурента. Тем не менее по другим факторам, таким как соотношение сигнал/шум и калибровка динамика, Dolby превосходит DTS.
Современный видеоконтент часто содержит сразу две звуковых дорожки, чтобы пользователь мог сам выбрать, какой формат ему больше нравится. Акустические системы тоже чаще всего поддерживают и DTS: X, и Dolby Atmos.