Цифровая покупка и скачивание музыки давно и бесповоротно изменило лицо музыкальной индустрии, заставив всех забыть о былом господстве виниловых пластинок, кассет и компакт-дисков. Однако революционные новшества, в 2000-е годы перекроившие звукозаписывающий бизнес, в настоящее время начинают превращаться в архаичные конструкции, которые мешают развитию.
Одним из главных факторов победы цифровой дистрибуции в своё время стало создание кодеков, позволяющих сжать пятиминутную музыкальную композицию в объём 5-10 мегабайт. При тогдашнем развитии интернета и типичных для того времени скоростей доступа такой размер файла был крайне актуален. Конечно, все знали, что кодеки «срезают» с композиции часть полезной информации и качество звука в получаемом файле заведомо ниже качества звука оригинала (студийной записи). Однако для подавляющего большинства слушателей, использующих технику массового рынка, эта разница оказывалась не принципиальной.
В настоящее время объём файла практически не является сколько-нибудь значимым фактором. По крайней мере, для оцифрованной музыки это утверждение абсолютно верно. Поэтому в последнее время всё чаще говорят о замене некогда популярных кодеков сжатия на новые – не требующие при сжатии удаления информации. Кроме того, сам процесс оцифровывания можно сделать более детализированным.
Из новых кодеков наибольшую популярность в настоящее время имеют два: FLAC (Free Lossless Audio Codec) и ALAC (Apple Lossless Audio Codec). Оба они имеют в названии слово «Lossless» - без потерь. Это означает, что при сжатии оригинала, из него не пропадает ни бита информации.
Что касается процесса оцифровки, то Consumer Electronics Association в настоящее время продвигает на рынок новый формат – HRA, High-res audio. К сожалению, для HRA в данный момент не существует чёткого стандарта. Digital Entertainment Group, Consumer Electronics Association и The Recording Academy, ответственные за его регламентацию, иносказательно описывают High-res audio как «…аудиозапись без потери информации, повторяющую весь звуковой спектр оригинала, который по качеству звука превосходит качество CD-диска».
Последние слова – «по качеству звука превосходит качество CD-диска» - в описании High-res audio самые значимые. Под качеством CD-диска имеется в виду совершенно определённый формат оцифровки: 16-битная точность при дискретизации 44,1 KHz. Фактически, всё, что лучше – может быть названо HRA. Однако в данный момент сложилась негласное правило, что High-res audio означает оцифровку с точностью 24 бита при дискретизации не ниже 44,1 KHz. В целом, стоит отдельно отметить, что переход с 16 бит на 24 даёт очень заметный прирост качества.
Как уже было сказано выше, популярность цифровой дистрибуции аудиозаписей во многом была достигнута созданием удачных кодеков. Но не менее важным фактором было и то, что производители музыкального оборудования и программисты очень оперативно обеспечили совместимость с ними своих новых моделей и программ.
В настоящее время вопрос поддержки форматов HRA и кодеков типа FLAC стоит достаточно остро. Одной из первых решать вопрос насыщения рынка нужной аудиотехникой начала компания Sony.
К началу 2015 года Sony может предложить сразу несколько портативных медиаплееров, знающих о существовании High-res audio и умеющих с ним работать. Важно сказать, что все они относятся к различным ценовым нишам, что позволяет их рекомендовать разным слоям поклонников качественной музыки.
Так за сумму около 40 тысяч рублей можно приобрести медиаплеер Sony NWZ-ZX1. Аппарат работает на модифицированной системе Android, обладает сенсорным экраном диагональю 4 дюйма, проигрывает видеофайлы и аудиофайлы MP3, WMA, AAC, FLAC, ALAC, WAV, PCM, AIFF. Для Lossless-кодеков поддерживается кодирование до уровня 24bit/192kHz.
Более компактный плеер Sony NWZ-F886 также использует систему Android. Во многом функциональность аппарата аналогична Sony NWZ-ZX1, однако, стоимость модели около 15 тысяч рублей.
Самым доступным мобильным решением Sony для проигрывания аудио в HRA являются плееры Sony NWZ-A15/A17. Модели отличаются количеством встроенной памяти. Sony NWZ-A15/A17 крайне компактны, имеют привычное механическое управление и достойный современный дизайн с металлическим корпусом. Плееры поддерживают технологию беспроводной синхронизации и обладают встроенным FM-тюнером. Функции проигрывания High-res audio у Sony NWZ-A15/A17 аналогичны моделям Sony NWZ-ZX1 и Sony NWZ-F886: обеспечена поддержка MP3, WMA, AAC, FLAC, ALAC, WAV, PCM, AIFF, аппараты поддерживают Lossless-файлы с кодированием до уровня 24bit/192kHz. Стоимость Sony NWZ-A15 и Sony NWZ-A17 составляет 8 и 12 тысяч рублей соответственно.
Как мы уже отметили в самом начале, основным источником для покупки и загрузки музыки сейчас служит интернет. На начало 2015 года основную массу записей в нём по-прежнему составляют файлы со старыми типами кодирования. Однако ресурсы, где можно получить доступ к файлам High-res audio, уже есть и их немало.
К примеру, поклонникам классической музыки можно посоветовать немецкий сайт HD Klassik. Популярная музыка XX века в большом количестве доступна на сайте HDTracks. Также можно упомянуть сайты выпускающих музыку компаний: Naim Label, Linn Records, Bowers & Wilkins Society of Sound. Наконец, можно упомянуть сервисах PonoMusic, Qobuz, 7Digital.
В общем, выбор для тех, кто хочет слушать музыку в формате HRA уже есть. Он достаточно широк, чтобы каждый мог найти мелодию, песню или целый альбом на свой вкус.