Дипфейки обычно ассоциируются с изображениями, видео или голосовыми пранками. Но существует также и дипфейк-музыка, созданная на базе искусственного интеллекта.
Что такое дипфейк-музыка?
Долгое время музыкальной сфере удавалось избегать дипфейков, потому что вокал сложно синтезировать. Например, в 1961 году компьютер IBM 7094 впервые в истории исполнил песню Daisy Bell, но звучало это очень механически.
Но сейчас ИИ способен генерировать фейковые треки, не отличимые от настоящих. Ведь нейросети могут воспроизвести нюансы тембра, из которых состоит уникальный вокальный профиль артиста.
Для создания дипфейк-музыки используются нейросети с открытым исходным кодом, например, SoftVC VITS Singing Voice Conversion. Также можно написать тексты в стиле исполнителя в ChatGPT и создать музыкальное сопровождение в Jukebox от Open AI и MusicLM от Google.
Чтобы сгенерировать песню, нужно напеть ее самому и предоставить референс вокала исполнителя, которого вы хотите имитировать. ИИ использует ваш сэмпл и и преобразует его в голос артиста. При этом сохранятся текст и ритм исходника, но добавятся тембр и индивидуальные вокальные характеристики исполнителя из референса.
Так, недавно блогер Роберто Никсон в видеоролике продемонстрировал, как нейросеть трансформирует его голос в вокал Канье Уэста. Это звучало настолько реалистично, что вызвало у зрителей когнитивный диссонанс из-за несоответствия картинки и звука.
Проблемы дипфейк-музыки
- Невозможно просто услышать разницу между реальным и фейковым треком
На данном этапе развития ИИ мы вполне можем отличить сгенерированное изображение или текст от созданного человеком. Но выявить аудиальный фейк намного сложнее.
Например, в апреле 2023 года в TikTok появился вирусный трек Heart on My Sleevе, якобы спетый Дрейком и The Weeknd. Пользователи верили, что это дуэт популярных артистов, но на самом деле песня (музыка, текст и вокал) были сгенерированы ИИ при помощи другого автора под ником Ghostwriter.
- Использование вокального референса без разрешения артистов
Исполнители, чьи голоса используются при создании дипфейк-музыки, чаще всего не давали своего согласия на их использование. И это одна из главных этических проблем, с которой сейчас сталкиваются не только музыканты, но и художники.
- Проблемы авторского права
В законах об авторском праве разных стран не предусмотрено появление дипфейк-музыки, и потому артистам крайне трудно отстоять свои интересы. Это пока что не удалось даже Jay-Z, клип с синтезированным голосом которого до сих пор есть на YouTube.
- Заработок на фейковых песнях
Если вы залили сгенерированную песню на стриминговый сервис, то возникает вопрос: имеете ли вы право зарабатывать по сути на чужом вокале? Некоторые пользователи полагают, что тут должны быть такие же правила, как для каверов песен. Но большинство артистов не согласны с этим, ведь в дипфейках используется идентичное звучание, а не переработка музыкального материала.
- Имиджевые риски для артистов
Услышать как ИИ поет твоим голосом – не самый приятный опыт для певца, который много лет работал вокалом. Но тут есть также дополнительные проблемы:
- песня может быть низкого качества и наносить удар по репутации артиста;
- в тексте трека могут оказаться ложные высказывания, которые публика будет невольно ассоциировать с певцом.
Примером последнего как раз является дипфейк-песня Heart on My Sleevе, в которой были строки о бывшей девушке The Weeknd Селене Гомес, никогда не произносившиеся певцом.
Имеет ли дипфейк-музыка право на самостоятельное существование?
Сторонники дипфейк-музыки есть, причем даже среди самих исполнителей. Например, битмейкер Холли Херндон сама создала сгенерированную версию себя Holly+.
Также многие сравнивают эту музыку с написанием фанфиков в литературе, когда используются герои и сюжетные коллизии, а порой даже имитируется стиль другого автора.
Но мы уже знаем, во что иногда превращаются фанфики. Сегодня это безобидный текст по мотивам известной саги, а завтра — романами про множество оттенков цвета завалены все книжные магазины.
Потому вопрос о дипфейк-музыке сейчас остается открытым, а главное, чего хотят артисты – изменить законы об авторском праве с учетом новой реальности.