Выбирай : Покупай : Используй

Вход для партнеров

Вход для продавцов

0

Может ли искусственный разум страдать от психических проблем?

Искусственному интеллекту пророчат большое будущее, но насколько оно будет светлым? Или ИИ столкнется с теми же проблемами, что естественный разум, например, с психическими заболеваниями?

Будет ли искусственный интеллект подвержен психическим расстройствам – пока вопрос скорее теоретический. Но ученые уже занимаются этой проблемой и дают первые прогнозы.

В целом такой сценарий возможен: например, робот, оснащенный ИИ, может «жаловаться» на низкий уровень энергии при полном заряде батареи или отказываться контактировать с другими устройствами и буквально замыкаться в себе.

Предположительно, развитие психических заболеваний у ИИ возможно.

Для этого есть некоторые предпосылки, связанные с разработкой искусственного интеллекта:

  • его создают и первично программируют люди, которые могут невольно или сознательно передать программе свои личностные особенности, включая психические отклонения;
  • влияние естественного языка при программировании и обучении ИИ;
  • использование произведений человеческой культуры для обучения искусственного интеллекта, из которых он может усвоить нездоровые паттерны поведения;
  • развитие нейросетей и устройств, работающих по тому же принципу, что и человеческий мозг – есть вероятность, что биолого-химическая основа психических заболеваний будет воспроизведена в кибернетическом варианте. 

Также есть смелое предположение, что расстройства психики у ИИ возникнут самостоятельно, без вмешательства человека. И это фактически будет означать, что искусственный интеллект обладает собственным разумом. Но предположение действительно слишком смелое.

Однако, если ИИ действительно сможет страдать от психических заболеваний, то это поднимает ряд проблем для людей.

  • Во-первых, это значит, что ИИ будет «индивидом с искусственным интеллектом», у которого есть право на специализированную медицинскую помощь.  
  • Во-вторых, психические заболевания сложно диагностировать даже у человека, не говоря уже о роботах. И пока неясно, кто сможет это делать: люди (например, разработчики) или другой ИИ?
  • Наконец, как отличить предположительно реальный диагноз от простой имитации ИИ нездоровых моделей поведения, которые могли попасться ему во время машинного обучения?

Кстати, возможно, на помощь людям придет некий усовершенствованный вариант теста Тьюринга, направленного на выявление мыслительного процесса у машин. 

В первоначальном варианте человеку нужно было взаимодействовать с одним реальным человеком и одной программой. Причем задача компьютера – заставить человека сомневаться, кто из собеседников реален. 

Сам Тьюринг предсказывал, что однажды компьютеры окажутся способны пройти этот тест. Согласно его прогнозу это должно было произойти примерно в 2000 году, но сейчас эта дата отложена на 2029 год.

Пока вопрос о психических заболеваниях у искусственного интеллекта остается сугубо теоретическим. Но есть вероятность, что в будущем мы столкнемся не с безликим ИИ, а с «индивидами с искусственным интеллектом», которые похожи на депрессивного робота Марвина из романа Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике».