Но тем интереснее наблюдать за попытками разных брендов сделать это в сложившихся условиях. Причём интересно как в случае побед, так и в случае предсказуемых поражений, чего уж там греха таить.
Уже не новость, но предание свежо: в начале сентября вице-премьеру Дмитрию Рогозину показали планшет РоМОС с одноименной ОС на борту. Не следует обольщаться громким названием – де факто перед нами урезанная версия Android. Для получения сертификата Минобороны ее лишили функции передачи данных в Google, а заодно удалили сервис Google Play. Вместо него будет предоставлен собственный магазин безопасных программ.
Собственно, нас интересует не столько «ребрендинг Android по-русски», сколько непосредственно планшет. Поставлять его планируется в двух версиях, военной и штатской. На вооружение минобороны поступит вариант с влагостойким и противоударным корпусом, гражданскую редакцию такой защиты лишат. Заявлено наличие 3G, но планшет «поступит в широкую продажу в минимальной комплектации (без 3G)». Диагональ экрана составит 10 дюймов, помимо этого уточняется разве что наличие поддержки ГЛОНАСС. Теперь о главном – ориентировочная цена устройства составит 15 тысяч, а продажи начнутся не раньше конца 2012 года.
С точки зрения среднестатистического пользователя цена 15 000 рублей за «таблетку» довольно высокая. Даже для конца 2012 года, когда вроде как должен случиться конец света и денег жалеть уже нет смысла, но мало ли – вдруг обойдётся.
В ценовом сегменте 13-15 и выше правят бал 10-дюймовые модели от таких титанов, как Apple, Sony, Samsung. К ним пробиваются, не без труда, планшетные компьютеры от Acer и ASUS. Всё это наглядно видно в Яндекс.Маркете. Конкурировать с ними «русскому планшету» будет, наверное, непросто – бренды есть бренды, а отечественное есть отечественное.
Более пёстро выглядит картина в ценовом диапазоне 8-9 тысяч рублей. Тут мы уже видим более приближенные к реальности (к реальности, где покупатель все-таки делает попытки проанализировать «цена устройства, цена владения устройством, функционал, переплата за бренд, гарантия на сервисное обслуживание» итд), так вот: видим более «массово-популярные» варианты: Prestigio, Digma, teXet, Viewsonic и прочие бренды. Что-то из этого продается только в России, поэтому чей-то путь осложняет стереотип «российский бренд = «плохо»». Но есть и крупные международные компании, чьи продукты продаются по всему миру. К таким, конечно, доверия больше, особенно, если продукт достойный.
Хорошим примером удачного выхода на рынок планшетных компьютеров можно считать Prestigio. Теперь это уже окончательно понятно, потому что команде удалось идеально подгадать и время, и цену, и характеристики, так что это «выстрелило» по продажам. Очевидно, что рынку в какой-то момент действительно не хватало золотой середины между подозрительно дешевыми моделями неизвестных брендов и не всегда обоснованно дорогими брендованными флагманами. Действительно, задайте сами себе вопрос «Нормальный планшет за 8-9 тыс. рублей, который не хочется выкинуть сразу после покупки?». 2-3 месяца назад вопрос считался бы риторическим. Так бы «день рождения и не был на праздник похож, пока не появился Юпи!». Обратимся же к «химическому составу» устройств, которые заняли эту нишу.
Характеристики мультипадов Prestigio MultiPad 9.7 Pro и Ultra во многом схожие: одноядерный процессор, 1 Гб оперативной памяти, система Android 4.0 и разъем HDMI. Кроме того, Prestigio поставил в свои мультипады тот же самый IPS+ дисплей, который LG Display и CMI поставляют для iPad 2. Ну и ещё добавим такие «приятные мелочи», как корпус с алюминиевой вставкой, бесплатный чехол в комплекте, дизайнерская составляющая, 2 года (ола-ла!) сервисного обслуживания – и перед нами доступные по цене гаджеты с тем самым налетом престижа, что доктор прописал, и те самые, что в состоянии закрыть мультимедийные потребности пользователя. Вероятно, за счёт такого lucky-набора Prestigio и вышел в ТОП-4 поставщиков ПК в Россию, обойдя даже ASUS (данные – отчет «Связного» за 1 полугодие 2012 года).
Рынок расширяется, тренд снижения цены сохраняется, сохраняется тенденция перенимать качественные технологии у A-брендов. Возможно, ФГУП «Центральный НИИ экономики, информатики и систем управления», которые будут заниматься сборкой «РоМОСа», заложат в русскую «таблетку» какие-то космические технологии, а иначе - только через философский камень. Ну или получится как с самозашнуровывающимися кроссовками, заявленными в фильме «Назад в будущее -2» - «художнику» виделось, что шнурки автоматизируются, но будущее наступило, а они всё такие же.