Совсем недавно компания «ЛитРес» выпустила на рынок собственный букридер LitRes:touch, вполне достойное и небезынтересное устройство для чтения электронных книг (о нем мы писали http://zoom.cnews.ru/publication/item/33640).
Премия «Электронная книга» — не просто событие культурной жизни (мало ли таких событий, и что они несут обычному человеку), но это еще один кирпичик вкладываемый компанией «ЛитРес» в основание цивилизованного рынка электронной книги. И это достойно внимания.
Премия «Электронная буква» присуждается в 13 номинациях:
- Бестселлер года
- Самый популярный автор
- Серия года
- Открытие года
- Самая волнующая история любви
- Самая популярная фантастическая книга
- Детектив года
- Бизнес-книга года
- Проза года
- Аудиокнига года
- Самое объективное отраслевое СМИ, освещающее рынок электронных книг
- Ридер года
- Самое активное издательство на рынке электронной книги
Условия премии предельно просты: в номинациях связанных с продажами книг (лучшая книга, самый популярный автор, серия года и прочее, то есть первые десять номинаций) лауреаты определяются по результатам продаж книг на сайте litres.ru, а в номинациях «СМИ», «ридер», «издательство» победителей выбирает экспертное жюри.
По итогам 2011 года победителями премии «Электронная буква» стали:
- Бестселлером года (по итогам продаж) признан роман в двух томах «Личные мотивы» Александры Марининой
- Она же — Александра Маринина — стала лауреатом в номинации «Самый популярный автор»
- В номинации «Серия года» победу одержала Дарья Донцова с книжной серией «Виола Тараканова в мире преступных страстей»
- Открытием года объявлен Константин Воронков с книгой «Алексей Навальный. Гроза жуликов и воров»
- Самой волнующей историей любви признан роман Татьяны Устиновой «Неразрезанные страницы»
- В номинации «Самая популярная фантастическая книга» победителем стал роман Вадима Панова «Последний адмирал Заграты»
- Детектив года — еще раз «Личные мотивы» Александры Марининой
- Бизнес-книга года — автобиографичный роман «Стив Джобс» Уолтера Айзексона
- В номинации «Проза года» лучшей признана книга «S.N.U.F.F.» Виктора Пелевина
- Аудиокнига года — курс Игоря Вагина «Как поставить собеседника на место. Методы словесной атаки»
- Самым объективным отраслевым СМИ признан портал о книжном рынке pro-books.ru
- Ридер года — PocketBook 611
- В номинации «Самое активное издательство на рынке электронной книги» отмечено Издательство деловой литературы «Манн-Иванов-Фербер»
Для нас, в свете профессиональной деятельности, больший интерес, пожалуй, вызывает лауреат номинации «Ридер года» PocketBook 611. Но не только.
Как мы видим, рынку электронной книги все большее внимание уделяют серьезные книжные издательства. И если раньше взаимодействие издательств и интернет-сайтов ограничивалось исключительно запретительными санкциями и судебными разбирательствами, то сейчас положение постепенно меняется.
Последние несколько лет рынок бумажных книг сокращается. Явление это общемировое и, в связи с развитием интернет-технологий, закономерное. Первыми закрылись и перенесли свою деятельность в Интернет СМИ — газеты и журналы. Эта же участь ожидает и бумажные книги. Вопрос времени.
В дополнение к естественной тенденции, свою немалую лепту внес и финансовый кризис. В 2008-2009 годах объемы производства книжной продукции резко снизились. В 2010 году (согласно отраслевому докладу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям) «оценки российского книгоиздания оказались хуже аналогичных показателей 2009 года: падение по числу выпущенных названий составило 4,6%, а по совокупному тиражу — 8,8%». По 2011 году достоверных данных еще нет, но все говорит о том, что ситуация на рынке бумажных книг не улучшается (журнал «Книжная индустрия» говорит о том, что в 2011 году россияне потратили на книги около $2,71 млрд, на 7,5% меньше, чем в 2010 году, а число посетителей книжных магазинов снизилось по сравнению с 2010 годом на 15–35%).
Общие показали еще как-то спасает печать учебной литературы, а издательства держатся за счет роста цен на книги.
Однако, читателю никакие общие показатели не нужны, а рост цен совсем не радует. Для нормального человека лучшим решением будет — купить букридер и скачать в интернете пару-тройку тысяч книг, чтоб хватило на некоторое время, пока игроки издательского рынка как-то разберутся и определятся в новых условиях.
Но это положение исключительно временное.
Потому что книги (в бумажном или электронном виде, не важно) должны продаваться, а авторы должны зарабатывать.
Производителей букридеров пока это вроде бы не касается, но все идет к тому, что у нас просто не будет авторов. Останется переводная литература, отечественный Топ10 и несколько сот графоманов и лишенцев, готовых писать что угодно «за шапку сухарей». А нам, как читателям, это надо?
Можно сколько угодно сетовать, что наш покупатель не привык платить за электронные книги, мол, у нашего человека воровать в крови и все такое прочее. Поэтому продажи электронных книг не могут быть рентабельны. Но все эти доводы несерьезны. Если говорить о рентабельности, для начала вспомним сколько в свое время россияне бухнули бабла на скачивание рингтонов и анимационных картинок для телефонов, а, во-вторых, затраты на издание электронной книги уж никак не сравнимы с бумажной — собственно, тиражирование носителя ничего не стоит, остается издательская деятельность в чистом виде (изучение рынка, анализ тенденций, работа с автором, гонорары, редактура, формирование серий, реклама, продвижение).
Здесь, помимо защиты электронных книг, борьбы с пиратством и пока еще слабым присутствием на этом рынке серьезных издательств (и авторов), хотелось бы обратить внимание на один немаловажный факт — покупать книги приятно. Воровать неприятно, а покупать приятно. Приятно быть грамотным, приятно ощущать себя по-европейски культурным, цивилизованным. Но никакие увещевания или гонения не сыграют заметной роли, пока рынок электронной книги не станет простым и понятным для конечного покупателя, для читателя.
Покупать электронные книги нормально, это современно, и это может стать модным. Не борьба с пиратством, а обращение к читателю, к покупателю электронной книги, к его чувствам.
Именно чувства читателя, его ощущение причастности к культуре, вкус привлекательности цивилизации еще сыграют свою роль в изменении существующего положения дел. Возможно, решающую. Впрочем, кому, как не читателю решать.