Самые интересные космические открытия 2022 года

В 2022 году космос был весьма оживлен. Ученые обнаружили самый далекий от нас объект во Вселенной, составили подробную карту Млечного пути и нашли свидетельства того, что жизнь на Земле зародилась из космоса. Рассмотрим самые яркие космические события за последние 12 месяцев.

Обнаружены первые следы воды в реголите на Луне

Данные с китайского лунного посадочного модуля «ЧанъЭ-5» показали, что впервые обнаружены следы воды в скалах и реголите на поверхности Луны.

Реголит на поверхности Луны может быть источником воды. Изображение: космонавт Роскосмоса Сергей Корсаков

До сих пор вся вода на Луне обнаруживалась при помощи дистанционного зондирования — это был водяной лед, скрывающийся в тени южной полярной области. Однако теперь присутствие воды выявлено в форме гидроксильных молекул H₂O или OH в бассейне Океана Бурь (Oceanus Procellarum) намного ближе к лунному экватору.

Начал работу космический телескоп Джеймса Уэбба

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» завершил окончательное развертывание без происшествий. В январе прошедшего года правое крыло главного зеркала длиной 6,4 м начало раскачиваться и зафиксировалось примерно через четыре часа.

Снимок скопления галактик SMACS 0723 с телескопа Уэбба

Телескоп уже сделал эффектные и в то же время информативные кадры — благодаря им меняется представление ученых о Вселенной. В частности, первый снимок скопления галактик SMACS 0723 показал, какими были эти галактики 13 миллиардов лет назад, а также продемонстрировал эффект гравитационного линзирования.

Найден наиболее удаленный от нас объект — яркая древняя галактика

Примерно в 13,5 миллиардах световых лет от Земли международная группа астрономов обнаружила самый далекий объект из когда-либо наблюдаемых — галактику под названием HD1.

Галактика HD1 обозначена красной точкой. Изображение: Harane et al.

Для объяснения яркого свечения у ученых есть несколько версий: галактика либо выступает домом для звездного населения III, невиданного ранее, либо это квазар со сверхмассивной черной дырой.

Все пять основных единиц жизни нашли в метеоритах

Тем временем новое исследование добавило веса гипотезе о том, что ключевые строительные блоки земной жизни пришли на нашу планету из космоса. Все пять азотистых оснований ДНК были обнаружены в метеоритах, упавших на Землю в разное время.

Художественная иллюстрация астероида, доставляющего азотистые основания на раннюю Землю. Изображение: NASA Goddard/CI Lab/Dan Gallagher

Ученые предполагают, что азотистые основания попали на планету при поздней бомбардировке Земли метеоритами около 4–3,8 миллиарда лет назад. На базе этих оснований образовались ДНК и РНК, и как следствие – земная жизнь.

Создана карта Млечного Пути с беспрецедентной детализацией

Карта Млечного Пути пополнилась новыми деталями благодаря третьему выпуску данных каталога Gaia. Теперь в каталоге описано 1,8 миллиарда звезд, в том числе там есть информация об их химическом составе, температуре, цвете, массе, возрасте, скорости, движении и типах.

Новая карта изображает трехмерное движение 26 миллионов звезд Млечного Пути. Синие области демонстрируют, когда звезды движутся к нам, судя по их средней скорости, а красные — когда удаляются. Линии обозначают, как звезды перемещаются по плоскости неба. Изображение: ESA/Gaia/DPAC

Данные Gaia также помогли выявить звездотрясения в тысячах звезд, также собраны данные о 156 000 астероидов в Солнечной системе и информация о 2,9 миллионах других галактик.

Впервые получено изображение сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути

Астрономам в первый раз удалось получить снимок сверхмассивной черной дыры в центре нашей галактики. Этим занималась исследовательская группа Event Horizon Telescope (EHT) Collaboration, а для получения снимка была задействована всемирная сеть радиотелескопов.

Саму черную дыру увидеть невозможно, но светящийся газ вокруг нее весьма характерный. Изображение: ETH

Ранее астрономы наблюдали звезды, вращающиеся вокруг невидимого и массивного объекта в центре галактики. Снимок является убедительным доказательством того, что объект, известный как Стрелец A* (Sgr A*), представляет собой черную дыру.