Смена вектора производства
General Motors заявила, что больше не будет финансировать развитие бизнеса коммерческих роботакси, пишет Reuters. Компания поглотит свою дочернюю компанию Cruise, занимающуюся разработкой беспилотных автомобилей, и объединит ее с подразделением по разработке функций помощи водителю, главной целью которого является создание полностью автономных персональных транспортных средств.
Автоконцерн General Motors отказался от дальнейшего финансирования стартапа Cruise, занимающегося разработкой беспилотного такси, из-за растущей конкуренции. За десять лет компания выделила на проект $10 млрд. Теперь руководство компании заявляет о том, что не может больше тратить на Cruise время и ресурсы, ведь это сократит расходы автоконцерна более чем на $1 млрд в год.
Само же решение принято из-за недостатка значительного времени и ресурсов, которые потребуются для масштабирования бизнеса, а также на фоне все более конкурентного рынка роботакси, говорится в заявлении компании.
По информации Reuters, автоконцерн планирует отдать приоритет разработке современных ИТ-систем помощи водителю. Софт по сути берет на себя рулевое управление и другие функции в определенных ситуациях, в настоящее время аналоги таких ИТ-систем широко распространены в новых автомобилях.
«Мы хотим использовать то, что уже сделано, чтобы двигаться вперед», — заявила аналитикам генеральный директор Мэри Барра (Mary Barra).
Закрытие проекта Cruise будет иметь большие последствия для стратегии развития General Motors. Барра планировала удвоить выручку автоконцерна к 2030 г., в частности, за счет получения $50 млрд от работы беспилотников Cruise.
В 2024 г. Cruise пыталась перезапустить работу роботакси после того, как все ее беспилотные поездки были остановлены из-за наезда на человека осенью прошлого года в Сан-Франциско. В том дорожно-транспортном происшествии (ДТП) женщину, переходившую дорогу, сбил другой автомобиль, управляемый водителем. Пострадавшую от удара вынесло на соседнюю полосу, где на нее наехал беспилотник Cruise. Расследование инцидента привело к смене руководителей компании General Motors.
Победители и проигравшие
Решение ударит и по американской международной компании Uber, которая планировала запустить беспилотные такси Cruise с 2025 г. в Фениксе, Далласе и Хьюстоне, где уже проводились тестовые заезды. Акции Uber снизились на постмаркете на 0,6%. Ранее и сама Uber отказалась от разработки роботакси. Так же поступили Ford и Volkswagen, финансировавшие совместный стартап Argo AI, пишет Reuters.
Руководство General Motors сдалось как раз в тот момент, когда беспилотники Waymo от холдинговой компании Alphabet начали выходить в новые города. Американская компания Tesla планирует запустить производство роботакси в 2026 г. Ведь теперь генеральный директор Tesla Илон Маск (Elon Musk) является одним из самых влиятельных голосов в окружении избранного президента Дональда Трампа (Donald Trump) и настаивает на создании федеральной структуры по делам беспилотных автомобилей.
Тестирование автопилота в России
В апреле 2024 г. Центральный научно-исследовательский институт автомобилей и автомобильных двигателей (НАМИ) начал дорожные испытания Lada Vesta с автопилотом.
Со слов разработчиков, в течение многих лет институт участвуют в разработке и тестировании подобных технологий. ИТ-система показывает стабильность в работе, успешно выполняя движение в беспилотном режиме в городском потоке. Автопилоты в России помогут сократить стоимость перевозки пассажиров в такси и удешевят грузоперевозки. Как утончили программисты, за навигацию в пространстве в Vesta c автопилотом отвечают три оптических лидара, а также комплекс видеокамер и радаров. Решение о маневрах электроника принимает самостоятельно, полностью контролируя руль и педали. Транспортное средство может передвигаться заранее запрограммированному маршруту, следя за другими движущимися и статичными объектами.
Работу над беспилотной версией Lada Vesta в НАМИ начали еще в 2021 г. Тогда институт показал прототип, который мог двигаться по заранее спланированному маршруту, оценивая траектории других машин. Затем машина начала использоваться в московской больницей. Сам автопилот был создан «МосТрансПроект» совместно с инженерами из Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).