Использование ошибок в корыстных целях
Американский банковский холдинг JPMorgan Chase начал подавать в суд на клиентов, якобы укравших тысячи долларов из банкоматов, воспользовавшись техническим сбоем. Об этом пишет CNBC.
Банк 28 октября этого года подал иски по меньшей мере в три федеральных суда, нацелившись на некоторых лиц, снявших наибольшие суммы в так называемом «баге бесконечных денег», ставшего вирусным на TikTok и других социальных ИТ-платформах в конце августа.
По делу в Хьюстоне фигурирует мужчина, который должен JPMorgan $290?тыс. после того, как неизвестный сообщник внес поддельный чек на сумму $335 тыс. в банкомат, сообщает банк. После внесения чека ответчик начал снимать неправомерно полученные средства, отмечается в заявлении банка.
JPMorgan Chase - один из старейших и самых влиятельных финансовых конгломератов на планете. Является самой крупной публичной компанией в мире, по версии журнала Forbes. Финансовый институт, расквартированный в Нью-Йорке, является лидером в сфере инвестиционных и коммерческих банковских услуг. Активы в размере $2,3 трлн ставят банк на первое место среди крупнейших банков в США — впереди Citigroup и Bank of America. Образовавшись в результате слияния Chase Manhattan Corporation и J.P. Morgan & Co., компания обслуживает миллионы клиентов в США.
Крупнейший банк США по активам JPMorgan расследует тысячи возможных случаев, связанных с «багом бесконечных денег», хотя объем потерь, связанных с ним, пока не разглашается. Эпизод с «богом бесконечных денег» подчеркивает риск того, что социальные сети могут усиливать уязвимости, выявленные в финансовом учреждении.
Несмотря на снижение популярности бумажных чеков из-за распространения цифровых платежных ИТ-систем, они все еще остаются основным источником мошенничества, что привело к потерям на сумму $26,6 млрд в мире в прошлом году, согласно Глобальному отчету о финансовых преступлениях от Nasdaq.
Обычно банки разрешают доступ только к части суммы чека к его обработке, которая занимает несколько дней. JPMorgan утверждает, что закрыл этот пробел через несколько дней после его обнаружения.
Другие иски, поданные в этом месяце, рассматриваются судами, в частности, в Майами и Центральном округе Калифорнии. Иски касаются случаев, где JPMorgan утверждает, что клиенты задолжали банку суммы от $80?тыс. до $141?тыс. Большинство случаев, исследуемых банком, касаются значительно меньших сумм, по словам лиц изданию CNBC осведомленных о ситуации, которые пожелали остаться анонимными, поскольку речь идет о внутреннем расследовании.
В каждом случае, по данным JPMorgan, его служба безопасности обращалась к подозреваемым в мошенничестве с чеками, однако банк не получил возмещения за фальшивые чеки, являющиеся нарушением договора о депозите, который клиенты подписывают при открытии счета.
Финансовый институт требует возврата похищенных средств с процентами и комиссиями за овердрафт, а также компенсации расходов на адвокатов, а в некоторых случаях и возмещение ущерба для наказания виновных.
Похожий технический сбой
В пролом году Банк Ирландии сообщил о ИТ-сбое, в результате которого некоторые клиенты смогли снять в банкоматах деньги, которых не было на их счетах.
Ирландский Bank of Ireland из-за сбоя позволял клиентам снимать в банкоматах до 1 тыс. евро. Из-за ошибки в системе стали разрешены переводы за пределы клиентских лимитов, а услуги онлайн-банкинга и мобильных приложений временно были недоступны. Техническая ошибка привела к тому, что пользователи могли перевести деньги на цифровой счет, а затем снять их в банкомате. При дневном лимите в 500 евро клиенты могли снимать до 1 тыс. евро.
Проблема была устранена в быстрые сроки, однако довольно большое количество клиентов успели воспользоваться сбоем и сняли внушительные суммы денег. После сообщений в социальных сетях о том, что некоторые люди могут снимать суммы, превышающие средства, доступные на их счетах, вечером 17 августа у банкоматов начали выстраиваться очереди.
Банк Ирландии проинформировал пользователей, что любые деньги, снятые в банкоматах или переведенные во время ИТ-сбоя, все равно будут списаны с их счетов.
Российский опыт ЦУМа
Летом прошлого года стало известно, что Верховный суд России встал на сторону жителя Волгограда, который из-за технического сбоя на сайте ЦУМа смог купить люксовые вещи в 846 раз дешевле фактической стоимости.
Согласно материалам дела, волгоградец заметил в приложении ЦУМ очень низкие цены на товары. Он приобрел 19 предметов одежды, в том числе пиджаки по 19 руб., рубашки по 26 руб., джинсы по 39 руб., самая дорогая вещь ему обошлась в 129 руб. Деньги были списаны со счета, покупатель получил подтверждение заказа от магазина на почту и телефон. Однако затем ЦУМ уведомил мужчину о невозможности доставить товары и вернул деньги. Тогда покупатель обратился в суд, потребовав предоставить заказанное в соответствии с законом о защите прав потребителей.
Представитель ЦУМ сообщил, что на сайте произошел технический сбой, из-за чего цены отображались некорректно. Покупатель заплатил за вещи в 846 раз меньше их фактической цены. Магазин был согласен передать покупки при условии доплаты до их полной стоимости. Суды трех инстанций вынесли решения в пользу ЦУМ, но Верховный суд России отменил их вердикты.
Цена фиксируется в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином, констатировали в суде. Этот момент определяется оформлением заказа с присвоением номера, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях. Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке не вправе, подчеркнул Верховный суд России, добавив, что предложение о продаже одежды - публичная оферта и после оплаты магазин обязан передать товар покупателю. Коллегия направила дело на пересмотр в суд первой инстанции.