Формирование плана по проверкам
Счетной палаты (СП) России начала работу по формированию плана проверок на 2025 год. В план решено включить ИТ-компании и ГИС, сказал председатель СП Борис Ковальчук на встрече с президентом России Владимиром Путиным. Об этом в конце июля 2024 г. сообщило издание ТАСС.
В 2024 г. завершается шестилетняя стратегия развития СП, сейчас ведется работа по формированию новых целей и задач с учетом тех приоритетов, которые стоят перед страной. Также одновременно со стратегией будут приняты и новые основные направления деятельности СП. Это важный документ, который докомпозирует стратегию на трехлетний период.
Борис Ковальчук, который несколько лет возглавлял «Интер РАО», в мае этого года официально назначен председателем СП - высшего органа государственного аудита. В задачи СП, в частности, входит контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.
«Акценты будут расставлены на анализе качества работы государственных информационных систем и стоимости услуг по цифровизации государственного управления. Будем анализировать весь путь движения российского ПО от вендора, то есть владельца соответствующего ПО, до конечного государственного заказчика», - сказал председатель СП Борис Ковальчук.
СП проверит работу по достижению технологического суверенитета России. Специалисты изучат все нюансы предоставления субсидий, выделенных на решение важных вопросов: создание отечественных технологий и продуктов, подготовку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др. В задачу СП входит анализ пользы, которую принесло предоставление средств. Специалисты будут сравнивать, сколько денег было выделено и какие результаты при этом удалось получить.
Борис Ковальчук отметил, что в 2025 г. продолжится цифровизация СП. Ведомство имеет дело с большим объемом информации, а для повышения эффективности работы необходимо продолжать развивать ИТ-системы.
Приоритеты СП
В настоящее время составляется и план проверок на 2025 г. По информации ТАСС, при этом свою деятельность СП будет выстраивать исходя из следующих задач.
Первое направление - это выполнение национальных целей, поставленных Президентом России. По словам Бориса Ковальчука, национальные проекты следует включать в государственные программы и устанавливать ключевые показатели. Они должны носить реалистичный к достижению характер, но в то же время быть достаточно напряженными.
Второе направление - это все, что связано со специальной военной операцией (СВО) России на Украине, включая поддержку военнослужащих, находящихся в зоне СВО, поддержку их семей, а также вопросы, касающиеся обеспечения военной техникой и вооружением различного назначения.
Третье направление - СП намерена уделить внимание технологическому суверенитету. По данному направлению проверки будут касаться выделения субсидий, в том числе на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), на создание новых продуктов и технологий, на решение вопросов продовольственной безопасности, на решение иных важных для страны вопросов.
Четвертое направление - связано с ИТ. В этом случае акцент будет сделан на анализе качества работы государственных информационных систем и стоимости услуг по цифровизации государственного управления. В СП будут анализировать весь путь движения российского ПО - от вендора, то есть владельца соответствующего ПО, до конечного государственного заказчика.
Пятое направление - это контроль за инвестициями, которые осуществляет государство в форме капитальных вложений. Важно обеспечить своевременность ввода объектов в России с учетом, конечно же, допустимых отклонений и обоснованности ценообразования.
Для достижения всех поставленных целей СП, в частности, намерена усилить собственную цифровую составляющую, поскольку орган работает с огромными массивами данных. Без должного развития ИТ-систем это крайне трудозатратно и менее эффективно.
Финансовый контроль
В условиях современной глобализации и экономической интеграции, финансовый контроль является одним из ключевых компонентов для реализации важных направлений государственного управления и государственной политики. Финконтроль не только служит механизмом для осуществления проверки правильности процесса финансового документирования, выявления нарушений в налоговом законодательстве России и финансовой дисциплине, но и является важным инструментом управления финансами и экономическими процессами.
Финансовый контроль - это система контроля законодательных и исполнительных органов власти над всеми финансовыми субъектами, то есть финансовой деятельностью государства, предприятий и организаций. Его цель - обеспечить успешное проведение экономической политики государства, способствовать формированию финансовых ресурсов во всех сферах народного хозяйства и эффективному их использованию. Поскольку в наше время значение финансового контроля значительно возросло, то и важность его значительно возрастает.
Финконтроль - это динамичный процесс, который всегда имеет новые черты, и поэтому он должен занять прочное и достойное место в объекте исследования экономической науки в долгосрочной перспективе независимо от уровня знаний, особенно в странах с переходной экономикой. Финансовый контроль является как важнейшей частью финансового менеджмента, так и необходимым условием эффективности управления финансовой системой. В современных условиях организация и осуществление эффективного государственного контроля требует более глубокого изучения общих вопросов финансирования бюджетных расходов, формирования бюджета и особенно использования бюджетных средств, в том числе роли финансового контроля в повышении эффективности использования бюджетных средств.
Данный вопрос особенно актуален в России с точки зрения эффективного использования бюджетных средств по импортозамещению, повышения качества управления в бюджетной сфере и перехода на международные стандарты формирования и исполнения бюджета.