С Tizen можно попрощаться
Корейская компания Samsung, сбежавшая из России в марте 2022 г., официально признала свое поражение в борьбе за рынок платформ для носимой электроники. Она полностью прекращает поддержку операционной системы Tizen для данного класса устройств, на которую в недавнем прошлом делала очень большую ставку.
Tizen – это открытая программная платформа на базе ядра Linux, которая поддерживается Linux Foundation и Tizen Association. Samsung является основным ее контрибутором. В основу Tizen легли наработки из операционных систем LiMo, MeeGo и bada – последняя является детищем Samsung, которое позиционировалось в качестве альтернативы iOS и Android для смартфонов, но не пришлось по нраву пользователям.
Прекращение поддержки Tizen для смарт-часов Samsung будет проходить в несколько этапов. Самый первый, который уже начался – Samsung больше не будет выпускать обновления для устройств на базе Tizen.
Тем не менее, те, кто купили устройство Samsung на Tizen, но по каким-то причинам не обновляли его программную составляющую, все еще могут сделать это. Доступ к апдейтам будет закрыт лишь к концу 2025 г.
Второй этап начнется 30 сентября 2024 г. С этого дня нельзя будет купить платный контент для Tizen-устройств, включая приложения и циферблаты. Наконец, третий этап – это недоступность всего контента для часов на Tizen – платного и бесплатного. Он начнется 30 сентября 2025 г.
Также Samsung остановит работу всех сервисов, связанных с носимыми устройствами на Tizen, после мая 2025 г. Исключение будет сделано только для магазина Galaxy Store.
Во славу Google
Премьера Tizen состоялась в начале 2012 г. Samsung почти сразу же присоединилась к этому проекту – в феврале 2014 г. у нее вышли часы Gear 2 и Gear 2 Neo, которые, в отличие от первого поколения Gear, работали на Tizen, а не на Android Wear (ныне – WearOS). Samsung утверждала, что смена платформы позволила чуть ли не втрое увеличить время автономной работы часов.
Весной 2017 г. Tizen обогнала Android на рынке умных часов, заняв 19% рынка против 18% у WearOS. Но любовь Samsung к Tizen прошла довольно быстро. К моменту выхода материала абсолютно все новые смарт-часы компании функционировали именно на WearOS, то есть, по сути, компания вернулась к истокам. Последняя модель часов Samsung на базе Tizen – это Galaxy Watch 3, вышедшая в 2020 г.
Также Samsung очень сильно старалась при помощи Tizen подвинуть Google с ее Android на рынке смартфонов. Было выпущено несколько моделей на этой платформе, первая из которых появилась в январе 2015 г., но интерес к ним со стороны как пользователей, так и разработчиков ПО, был околонулевым. В результате в 2017 г. Samsung прекратила эксперименты по выпуску Tizen-смартфонов и окончательно перешла на Android.
К моменту выхода материала единственные устройства Samsung, владельцы которых могут напрямую управлять Tizen – это ее умные телевизоры. Но реальность такова, что подавляющее большинство смарт-ТВ в мире работает на Android TV, а Tizen существует лишь на телевизорах Samsung.
Попытки бороться с засильем Android на рынке умных телевизоров, пока не очень успешные, также предпринимает корейская LG. У нее есть собственная платформа webOS, в далеком прошлом известная как PalmOS.
Рынок поделен между другими
К моменту выхода материала многие владельцы смарт-часов или фитнес-браслетов и тех, кто только хочет купить себе первую модель, даже и не знают о существовании Tizen OS. В продаже новых гаджетов нет (остатки на складах, которые все еще продаются с большим дисконтом, не в счет), как нет и рекламной поддержки этой платформы.
В настоящее время глобальный рынок прошивок для носимой электроники, фактически, поделен между двумя компаниями – как и в случае со смартфонами, это Apple со своей watchOS, которой в 2024 г. исполняется 10 лет, и Google, которая развивает Wear OS. На двоих у них 76% рынка – 27% у Google и 49% у Apple. Абсолютно все другие прошивки, в том числе Tizen и китайская Harmony OS, вышедшая пять лет назад, делят между собой оставшиеся 24% глобального рынка, согласно статистике Counterpoint Research на начало 2024 г.
При этом доля малоизвестных прошивок стремительно сокращается – в 2023 г. она была на уровне 26%. Apple тоже постепенно теряет хватку – годом ранее доля ее watchOS была 53% против нынешних 49%. Google Wear OS, напротив, выросла с 21% до 27%.
К слову, в Китае сложилась совершенно другая картина рынка. В 2023 г. лидером была Harmony OS с долей 48%, у Apple было 28%, оставшиеся платформы, в том числе Wear OS, делили 24-процентную долю. Сейчас у Harmony OS в Китае 61%, у watchOS – 25%, у остальных – в сумме 14%.