Выбирай : Покупай : Используй
0

Российская мультипликация спасена. Создан «первый российский» 3D-редактор. 3DMax и Maya больше не нужны

В Воронеже разработали программу для работы с трехмерной графикой. Авторы решения называют его «первым российским 3D-редактором», а деньги на его создание выделил РФРИТ. Годом ранее российская мультипликация столкнулась с проблемами из-за санкций – лицензии на иностранный софт было не продлить, а российских решений до этого не существовало.

Импортозамещение в трех измерениях

В России появился «первый отечественный» 3D-редактор. Его разработала российская «Анимационная студия Воронеж», о чем CNews сообщили ее представители. Проект уже опробован в действии – с его помощью создается мультсериал «Супергерои.ру», в котором, по словам разработчиков, этот редактор использовался для создания каждого кадра.

Приложение носит название «Анимационная 3D платформа». Его разработка велась при поддержке Российского Фонда Развития Информационных Технологий (РФРИТ), однако размер вложений в этот проект на момент выхода материала в студии не раскрывали.

Редактор, утверждают его создатели, позволяет «собирать 3D-сцены, разрабатывать внешний вид, включая создание 3D-волос персонажам, эффективно освещать и визуализировать 3D-сцены». «Анимационная 3D платформа» позволяет переложить на нее до 40% задач, которые необходимо выполнить в процесс создания трехмерного мультфильма.

В студии сообщили CNews, что редактор может работать в связке с облачными сервисами Yandex Cloud, а пригодится он не только создателям мультфильмов, но также разработчикам игр, VFX-дизайнерам и другие специалистам, создающим изображения, видео и прочий медиаконтент.

На момент выхода материала «Анимационная студия Воронеж» принимала заявки на тестирование редактора, но не уточняла, по какой именно модели редактор будет распространяться в будущем – по пожизненной лицензии или по подписке, как это с 2013 г. делает ушедшая из России Adobe. В ее арсенале тоже есть софт для анимации.

Как сообщили CNews представители разработчиков, редактор совершенно точно будет распространяться на платной основе. «Наша задача – широкое распространение, поэтому в первую очередь мы сейчас сосредоточены на внедрении в крупные российские анимационные студии», – добавили они.

11 лет разработки

На вопрос редакции о сроках разработки редактора представители «Анимационной студии Воронеж» сообщили, что первые шаги по направлению к созданию «Анимационной 3D платформы» были предприняты еще в 2013 г., то есть 11 лет назад. На тот момент создавались отдельные компоненты приложения, В активную стадию разработка вступила в 2018 г., а РФРИТ присоединился к проекту в 2022 г.

Пример возможностей редактора

В студии уточнили CNews, что разработка велась с нуля с использованием наработок «Анимационной Студии Воронеж». Иностранные специалисты, подчеркнули разработчики, к созданию редактора не привлекались.

Ду ю спик инглиш, товарищ?

Редакция CNews не могла не обратить внимание, что приложение, позиционируемое в качестве первого российского 3D-редактора, по умолчанию не требует от специалиста даже базовых знаний русского языка. Иными словами, весь интерфейс программы выполнен полностью на английском языке.

Развеять сомнения журналистов редакции в истинном происхождении редактора поспешили авторы проекта. На вопрос CNews, почему в программе все на английском, они ответили коротко: «Специфика индустрии».

Англо-русский словарь для работы в редакторе все же не потребуется

В студии отметили, что использование английского языка в подобного рода ПО «сложилось исторически. «В рабочем процессе используется много иностранных терминов, специалисты предпочитают английский интерфейс», – добавили разработчики, сделав акцент на том, что у пользователей все же есть возможность переключить интерфейс на русский язык через настройки.

Беспорядок недопустим

В дополнение к «Анимационной 3D платформе» авторы создали специализированную систему управления анимационными проектами ProdTrack, основанную на облаке Yandex Cloud. Разработчики сообщили, что она нужна для контроля за развитием проекта.

«В программе можно совместно отслеживать статус производства всех элементов создания кино: шоты – последовательность кадров, снятые камерой за один проход; ассеты – отдельно изготавливаемые элементы анимационной сцены; сиквенсы – группы шотов, объединенные одной локацией, эпизоды и т.д.», – сообщили CNews в «Анимационной студии Воронеж».

Утилита позволяет контролировать статус выполнения задач в контексте, иерархии и детализации, необходимой для производства фильмов. Для работы с визуальным контентом в решение встроена онлайн-система рецензирования видео и статичных изображений.

Как и 3D-редактор, ProdTrack находится на этапе тестирования, к которому студии могут присоединиться путем отправки в «Анимационную студию Воронеж» заявки на участие. По словам разработчиков, в настоящее время Prodtrack используется несколькими российскими анимационными студиями, название которых они раскрывать не стали. В будущем авторы сервиса намерены предоставлять доступ к Prodtrack по облачной модели на платформе Yandex Cloud.

Почему это важно

Российская мультипликация очень сильно зависит от иностранных разработок, доступ к которым с февраля 2022 г. сильно ограничен. Чаще всего российский анимационный контент создается на специализированном зарубежном «железе» в зарубежном же программном обеспечении.

Чем больше российских программ будет появляться, тем слабее будет зависимость страны от западных разработок

Такой софт есть, к примеру, у компаний Adobe и Autodesk, которые ушли из России еще в марте 2022 г. Спустя два года Autodesk, известная большинству благодаря своей системе автоматизированного проектирования AutoCAD, запретила россиянам использовать ее. На другой ее софт, например, на 3D-редактор Maya, это ограничение пока не распространяется.

В начале 2023 г. CNews писал, что столь серьезная зависимость российской мультипликации от иностранных решений вызывает снежный ком проблем. Основная из них – это подходящие к концу сроки лицензий, продлить которые невозможно из-за санкций.

Комментарии