Жизнь вне Земли: от Марса к Европе
«Самый трудный вопрос, на который пока что не может ответить современная наука что именно является не только необходимым, но и достаточным условием для зарождения органической жизни», говорит планетолог из университета штата Колорадо в Боулдере Роберт Паппалардо (Robert Pappalardo). Несмотря на то, что наличие жизни на Марсе все еще не подтверждено окончательно, хотя и видится все более вероятным, Европа становится одним из наиболее привлекательных объектов для астробиологических исследований. Если гипотеза о наличии соленого океана во внутренних слоях спутника Юпитера подтвердится, это будет означать, что Европа единственное из известных нам тел Солнечной системы, где вода в жидком виде существует в количествах, сопоставимых с земными. По этой причине, считает Паппалардо, организация космического полета к Европе будет иметь чрезвычайно важное значение.
«Следующий полет космического аппарата к пятой планете Солнечной системы займет больше времени, чем к Марсу, его подготовка будет значительно сложнее, а стоимость всего проекта намного выше. Однако если бы передо мной стоял выбор, где нам стоит искать признаки жизни, я бы сейчас выбрала не Марс, а Европу, говорит Линн Ротшильд (Lynn Rothschild), астробиолог из
Как сообщает National Geographic, о возможности существования жизни на Европе ученые рассуждают уже давно именно по этой причине в 2003 г. исследовательская станция «Галилео» была намеренно уничтожена в атмосфере Юпитера. Этот маневр был выполнен для сохранения чистоты эксперимента по обнаружению жизни на Европе. Ведь земные микробы на борту корабля, в случае его столкновения с этим спутником Юпитера, могли оказаться на его ледяной поверхности. Данные, переданные «Галилео», являются на сегодняшний день наиболее точными, подробными и достоверными источниками наших знаний о Европе. С их помощью Паппалардо и его коллеги недавно построили новую теоретическую модель внутреннего строения Европы, которая, в частности, подтвердила наличие океана под поверхностью, позволила оценить уровень геологической активности и даже установила верхний предел толщины ледяного панциря порядка 20 км.
Вместе с тем, одним моделированием все проблемы не решить уже сейчас объем имеющихся данных не удовлетворяет ученых. Исследование Европы должно считаться приоритетным направлением, считает Паппалардо. Для начала, полагает он, необходимо направить к спутнику аппарат, предназначенный для определения характеристик ледяного слоя, подтверждения наличия жидкого океана под ним и анализа химического состава темных образований на поверхности, которые могут иметь органическое происхождение. В дальнейшем необходимо доставить на поверхность спутника зонд с оборудованием, позволяющим проникнуть во внутренние слои и произвести анализ подповерхностных образцов воды на наличие жизни.
С Паппалардо солидарны еще 80 американских планетологов, которые в январе этого года направили в НАСА специальный доклад, призванный способствовать принятию решения о полете на Европу. Предварительно НАСА планировало послать следующий космический корабль к спутникам Юпитера в 2011 г., однако недавно этот срок отодвинулся на 4 года и, вероятно, технические трудности могут привести к еще большей задержке или даже отмене этого проекта.