Профессор Бафорд Прайс (P. Buford Price) и его коллеги из
Калифорнийского университета Беркли измерили концентрацию метана в ледяном керне длиной 3 км, полученном в результате бурения льда в Гренландии. Исследование проводилось в рамках проекта Greenland Ice Sheet Project 2 по изучению климата
Земли, сообщает
SpaceDaily. Измеренная концентрация
метана в основании керна в 10 раз превысила допустимый уровень для ледяного слоя, возраст которого составляет более 100 тыс. лет.
Ученые предположили, что такая высокая концентрация метана может быть обусловлена присутствием в толще льда бактерий-метаногенов Archaea.
Древних бактерий Archaea удалось обнаружить в тех же слоях ледяного керна, где была зафиксирована высокая концентрация метана - на глубине 17, 35 и 100 м от основания ледяного покрова. Измерения показали, что 80% бактерий Archaea до сих пор живут в толще льда и выделяют метан, что и обуславливает повышенное содержание этого газа в определенных слоях ледяных кернов.
Метан, содержащийся в атмосфере Марса, давно исчез бы из атмосферы планеты под воздействием ультрафиолетового излучения, если бы не метанообразующие процессы, биологические или геологические.
По мнению профессора Прайса если, как предполагают ученые, присутствие метана в атмосфере Красной планеты связано с биологическими процессами, то роботы-зонды должны искать бактерии-метаногены в глубинах марсианской почвы, где температура примерно на 10 градусов по Цельсию выше, чем в основании ледяного покрова Гренландии.
«Обнаружить бактерии, концентрация которых составляет одну на кубический сантиметр, можно только с помощью высокотехнологичных приборов. Исследовательский зонд должен опуститься на поверхность Марса в том месте, где зафиксирована самая высокая концентрация метана, - комментирует профессор Прайс. – Для анализа глубинных слоев почвы не обязательно проводить буровые работы. На Марсе множество
кратеров от метеоритов и
астероидов. Если зонд опустится у края такого кратера и возьмет пробы грунта, эти бактерии можно будет обнаружить».