Запад обучит Роскосмос делать разведспутники
Помимо собственно спутников дистанционного зондирования, Роскосмос готов к совместному с EADS-Astrium производству «современных надежных долгоресурсных приборов» для космической техники вообще, а также к участию западной компании к реализации проектов в рамках ФКП, рассчитанной на период до 2015 гг.
Из сообщения неясно, какая именно из многочисленных передовых и долгоресурсных разработок EADS-Astrium привлекла внимание руководителей ведомства. По всей видимости, речь идет о платформе Myriade.
Разработка платформы Myriade была начата французским космическим агентством CNES в партнерстве с Astrium в 1998 году. Платформа предназначена для решения широкого круга целевых задач (телекоммуникации, научные исследования, мониторинг Земли) и позволяет разместить на борту целевую аппаратуру массой до 50 кг и энергопотреблением до 50 Вт.
Спутник на платформе Myriade имеет массу до 120 кг и размеры 600х600х900 мм – из них целевая аппаратура занимает объем 600х600х300 мм. Платформа ориентирована по 3 осям (точность до 0,1 градуса), позволяет контролировать параметры орбиты (до 80 м/с), рассчитана на орбиты с различными наклонениями – от экваториальной до солнечно-синхронной – в диапазоне высот до 500 до 1000 км. Объем бортового запоминающего устройства для полезной нагрузки составляет 8 Гбит, радиоканал Х-диапазона позволяет передавать информацию со скоростью до 18,6 Мбит/с. Расчетное время активного существования спутника – 3 года.
Благодаря своей малой массе микроспутники Myriade можно выводить с помощью широкого спектра носителей – европейской Ariane (и, очевидно, перспективной и недорогой Vega), российской «Рокот», индийской PSLV, и других.
#gallery# |
По информации компании, они были заказаны французским военным ведомством и эксплуатируются исключительно им, установленная на них аппаратура предназначена для получения электромагнитной сигнатуры поверхности Земли в широком спектре длин волн. Сами спутники совершают полет в строго определенном орбитальном построении. Система была поставлена военным «под ключ», в ее состав входили, помимо собственно спутников, также наземный сегмент.
За прошедший год в России, долгое время не имевшей работоспособных систем оперативного космического мониторинга вообще, произошел перелом. На орбиты были успешно выведены два спутника дистанционного зондирования различных классов, которые уже начали передавать информацию – спутниковые снимки. В сообщениях пресс-службы Роскосмоса неоднократно подчеркивалось, что по крайней мере один из них – «Ресурс-ДК» - «по своим характеристикам превосходит аналогичные зарубежные КА». Спутник «Монитор-Э» успешно, хотя и не без проблем, завершивший этап летных испытаний, выполнен на базе новой и перспективной легкой платформы, позволяющей, по заверениям создателей, стать основой для создания самых разнообразных спутников мониторинга Земли.
Успешная, по официальной информации, реализация национальной программы дистанционного зондирования Земли диссонирует с заявленной тут же готовностью перейти на импортную платформу. К тому же, не совсем понятно, что надеется таким образом получить Роскосмос.
Вне зависимости от конкретного – оборонного или коммерческого – предназначения спутников дистанционного зондирования Земли, они являются ключевым стратегическим активом создавших их государств, и надеяться на передачу России всего комплекса самых передовых технологий, наверное, преждевременно. Тем более странно надеяться на передачу России космических технологий западным оборонным концерном, производящим, в частности, современные баллистические ракеты. Кроме того, космические технологии развиваются с впечатляющей скоростью. Решив приобрести «завод» по производству спутников, Россия может, затратив огромные средства, повторить печальный опыт ВАЗа уже в космосе и оказаться в положении «вечно догоняющего».
Тренинг по теме "Конкурентная разведка.Новые методы и приемы." С 22 по 23 августа .Летом : 50 % от стоимости !
Важно и то, что спутниковые технологии являются лишь своеобразной «квинтэссенцией» широчайшего спектра современных высоких технологий вообще. Без восстановления в стране мотивации к развитию высоких технологий везде, где это только можно, без указаний «сверху», любая инициатива по адаптации самой лучшей импортной платформы выльется в создание «отверточного» сборочного производства, которое вряд ли поможет стране вернуть самодостаточность в космосе.
Лидерство в космосе сегодня невозможно без активного развития прикладных космических систем, а это, в свою очередь, невозможно без четкого осознания задач, ради решения которых выводятся в космос спутники. Мониторинг Земли сегодня требует создания открытой, общедоступной и максимально широко эксплуатируемой инфраструктуры географических данных – причем эксплуатируемых не только в стране, но и за рубежом. Она включает в себя не только космические снимки и карты местности, но и открытую систему координат, данные систем спутникового позиционирования, открытую среду для создания, интеграции и обмена данными.
Предпринимаемые в стране шаги по снятию запретов на доступ граждан к высокоточным пространственным данным – правильный и давно назревший шаг. Однако вслед за этим встает задача выработки общегосударственной политики в области поощрения отраслей, компаний и простых граждан к их максимально широкому использованию. Без этого никакие самые современные платформы EADS-Astrium не позволят России задать тот темп технологического развития, без которого в наши дни любое лидерство будет утрачено в мгновение ока.