Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

В ЦАГИ испытывают композитный киль для самолета

Для нового отечественного самолета МС-21-300 изготовили самый большой силовой композиционный элемент в истории российской промышленности. Новый кессон для киля уже проходит испытания в ЦАГИ.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского начали испытания композитного киля для перспективного ближне-среднемагистрального самолета МС-21. Он разработан инженерами корпорации "Иркут", изготовлен на предприятии "Технология" холдинга "РТ-Химкомпозит" и собран на заводе "Авиастар-СП".

По словам вице-президента по разработке авиационной техники корпорации "Иркут", директора Инженерного центра им. А.С.Яковлева Константина Поповича, для российского авиастроения композиционный кессон является  уникальным изделием, ранее силовых элементов такого размера в России не выпускали.


Кессон — это прочный каркас из балок различной формы, покрытый обшивкой. Он служит основным силовым элементом для крыла,  киля и фюзеляжа  самолета. Внутри кессонов размещаются баки, трубопроводы, электропроводка и различное оборудование. Обычно кессоны изготавливаются из стали и алюминия, но к настоящему времени конструкторы исчерпали все возможности по снижению веса металлических кессонов.  В связи с этим на перспективных самолетах, включая МС-21-300, планируют использовать крупные композитные кессоны.

Детали из композиционных материалов намного легче и прочнее металлических, поэтому их применение позволит снизить массу самолета, а значит уменьшить расход топлива, улучшить взлетно-посадочные характеристики, повысить безопасность полетов. С другой стороны, при превышении максимально допустимой нагрузки композиты не гнутся, как металлы, а сразу ломаются, так что при проектировании ответственных композиционных деталей нужны тщательное моделирование и испытания.

Отечественный композитный кессон проверят в ЦАГИ на соответствие российским Авиационным правилам. Опыт подобной работы у специалистов института уже есть: ранее испытывались различные похожие по конструкции композиционные образцы и выработана соответствующая методика тестирования.

Испытания киля для МС-21-300 пройдут в три этапа. Прежде всего, сымитируют нагрузки на кессон, которые возникают в реальном полете. Затем кессон отправится в НИЦ ЦИАМ в Тураево, где будут проведены тесты на устойчивость киля к столкновениям с птицами.  После этого киль вернется в ЦАГИ для проверки на остаточную прочность после полученных повреждений.

Если все испытания пройдут успешно, то в России будет налажен серийный выпуск крупных композитных деталей для гражданского авиастроения. Первым самолетом с композитным кессоном станет МС-21-300, который сможет перевозить около 180 пассажиров на расстояние до 5 000 км. Линия по сборке новых самолетов будет готова к маю 2015 года.

 

Комментарии