В ЦАГИ испытывают композитный киль для самолета
По словам вице-президента по разработке авиационной техники корпорации "Иркут", директора Инженерного центра им. А.С.Яковлева Константина Поповича, для российского авиастроения композиционный кессон является уникальным изделием, ранее силовых элементов такого размера в России не выпускали.
Кессон — это прочный каркас из балок различной формы,
покрытый обшивкой. Он служит основным силовым элементом для крыла, киля и фюзеляжа самолета. Внутри кессонов размещаются баки,
трубопроводы, электропроводка и различное оборудование. Обычно кессоны
изготавливаются из стали и алюминия, но к настоящему времени конструкторы
исчерпали все возможности по снижению веса металлических кессонов. В связи с этим на перспективных самолетах,
включая МС-21-300, планируют использовать крупные композитные кессоны.
Детали из композиционных материалов намного легче и прочнее металлических, поэтому их применение позволит снизить массу самолета, а значит уменьшить расход топлива, улучшить взлетно-посадочные характеристики, повысить безопасность полетов. С другой стороны, при превышении максимально допустимой нагрузки композиты не гнутся, как металлы, а сразу ломаются, так что при проектировании ответственных композиционных деталей нужны тщательное моделирование и испытания.
Отечественный композитный кессон проверят в ЦАГИ на соответствие российским Авиационным правилам. Опыт подобной работы у специалистов института уже есть: ранее испытывались различные похожие по конструкции композиционные образцы и выработана соответствующая методика тестирования.
Испытания киля для МС-21-300 пройдут в три этапа. Прежде всего, сымитируют нагрузки на кессон, которые возникают в реальном полете. Затем кессон отправится в НИЦ ЦИАМ в Тураево, где будут проведены тесты на устойчивость киля к столкновениям с птицами. После этого киль вернется в ЦАГИ для проверки на остаточную прочность после полученных повреждений.
Если все испытания пройдут успешно, то в России будет налажен серийный выпуск крупных композитных деталей для гражданского авиастроения. Первым самолетом с композитным кессоном станет МС-21-300, который сможет перевозить около 180 пассажиров на расстояние до 5 000 км. Линия по сборке новых самолетов будет готова к маю 2015 года.