В России создан новый двигатель для боевой авиации
АЛ-31-М1 являются глубокой модернизацией двигателей серии АЛ-31Ф, предназначенных для семейства самолетов Су-27 и Су-30. Модернизация может осуществляться в ходе капитального ремонта и позволяет поднять тягу двигателя на 1 тонну (до 13,5 т), увеличить назначенный ресурс двигателя до 1500 часов, межремонтный – до 750 часов. По данным ММПП «Салют», переход на двигатели АЛ-31-М1 повысит боевую эффективность истребителей Су-27 на 15%.
Дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф, сообщает «Военно-промышленный курьер», станет его вариант М2 с тягой до 14,2 т. В ходе второго этапа модернизации предполагается установить на двигателе новые камеры сгорания, модернизированные турбокомпрессоры высокого и низкого давления с лопатками пространственного профилирования. Двигатель будет оснащен электронно-цифровой системой управления САУ-235С типа FADEC с полной ответственностью. Но на варианте М2 модернизация двигателей не прекратится.
Как сообщил главком ВВС Владимир Михайлов, на "Салюте" проходит стендовые испытания трехступенчатый компрессор, предназначенный для двигателя АЛ-31-М3. Он позволит повысить тягу двигателя на 500-600 кг – т.е. до 14,7 – 14,8 т. "Это как раз то, что нам необходимо для самолетов Су-34, а также и для самолета пятого поколения", - отметил главком ВВС. Перспективный компрессор изготовлен по технологии "блиск" с лопатками пространственного профилирования.
Принятие двигателя АЛ-31-М1 на снабжение ВВС РФ открывает перед ним и широкие экспортные перспективы. Учитывая тот факт, что самолеты семейства Су-27/Су-30 имеют большое распространение в мире, более мощный и надежный двигатель для них, безусловно, будет пользоваться спросом. Зарубежная премьера АЛ-31-М1 состоялась в ходе международной авиакосмической выставки Airshow China-2006. На "Салюте" уже началось производство первой серийной партии из 10 двигателей АЛ-31-М1.
Рост мощность двигателей для истребительной авиации является ключевым фактором в обеспечении их боевых возможностей. Cамым мощным двигателем для истребителей является в настоящее время турбовентиляторный двигатель Pratt&Whitney F135 тягой около 20 тыс. кг, устанавливаемый на новый истребитель 5 поколения F-35 Lightning II производства Lockheed Martin.
Совместной исследовательской группой США и Великобритании ведется также разработка аналогичного двигателя F136, который будет взаимозаменяем с F135. В ходе создания двигателя F135 использовать новейшие технологии, в частности, контроль ремонтопригодности двигателя еще до его создания "в металле" осуществлялся посредством "разборки" и "сборки" двигателя в виртуальном пространстве.