Успешный старт тяжелой "Ангары" откроет дальний космос для России?
Сегодня утром, 23 декабря 2014 года, выполнила первый старт ракета с индексом "Ангара-А5.1Л". Это новая российская ракета-носитель, которая должна придти на смену"Протону-М". Она имеет схожую грузоподъемность (около 25 т), но в отличие от "Протона" работает на керосине, а не на высокотоксичном гептиле. В настоящее время ракеты на смеси керосин/кислород считаются наиболее экологичными, безопасными и дешевыми в эксплуатации.
"У России появился новый современный и экологически чистый носитель тяжелого класса", — цитирует сайт Роскосмоса слова руководителя российского космического агентства Олега Остапенко.
"Ангара" выполнена по перспективной модульной концепции. Транспортная система состоит из двух универсальных модулей с кислородно-керосиновыми двигателями: основной первой ступени УРМ-1 и дополнительных ускорителей УРМ-2. Из этих модулей можно собрать различные варианты носителей,например, "Ангара 1.2" может доставлять на низкую околоземную орбиту(НОО) полезную нагрузку массой 3,8 т, а более тяжелые версии, "Ангара A3" и "Ангара-А5", могут выводить на НОО 14,6 и 24,5 т соответственно. Самый мощный вариант "Ангара А7" (семь модулей УРМ) будет выводить 35 т груза на низкую и 7,6 т на геостационарную орбиты.
В конструкции "Ангары"использованы самые современные отечественные технологические решения, прежде всего в области электроники и композитных материалов. В частности, как сообщили ZOOM.cnews.ru в российском холдинге "РТ-Химкомпозит", головные обтекатели и ряд локальных силовых конструкций "Ангары" выполнены из отечественных легких и прочных полимерных композитных материалов, разработанных специалистами холдинга.
"Успешный запуск принципиально новой ракеты-носителя,целиком созданной с помощью передовых технологий на территории России, стало чередным подтверждением высокого потенциала российских ученых и отечественной промышленности, — поделился мнением генеральный директор"РТ-Химкомпозит" Кирилл Шубский. — Для нашей ракетно-космической отрасли это очень важное событие".
Тяжелая ракета нужна российской космической отрасли для того, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке космических запусков.Частные компании, такие как SpaceX, уже разработали относительно дешевые и надежные легкие ракеты, а также активно разрабатывают или уже эксплуатирую ракеты средней грузоподъемности. Таким образом в нише запуска спутников и пилотируемых или беспилотных транспортных космических кораблей частные компании уже составляют серьезную конкуренцию правительственным агентствам с устаревшим технологиям времен "космической гонки".
С другой стороны, современный рынок тяжелых ракет грузоподъемностью около 20 т не такой и большой: устаревшая российская"Протон-М" (22 т на НОО), американская Atlas V (до 29 т), европейская Ariane 5 (до 21 т), японская (19 т) и китайская "Великий поход" (25 т). Все эти ракеты, кроме "Протона", используют криогенное горючее, то есть жидкие водород и кислород. Это очень эффективное и абсолютно чистое топливо, но керосин гораздо проще и безопаснее в обращении, чем летучий взрывоопасный водород.
Тяжелые ракеты необходимы для выведения на геостационарные орбиты навигационных и телекоммуникационных спутников, межпланетных миссий, доставки в космос модулей для космических станций.
России "Ангара-А5" прежде всего нужна для обычных коммерческих и государственных миссий, таких как вывод в космос спутников связи или военных космических аппаратов. Также тяжелая ракета понадобится для перспективных космических пилотируемых транспортных систем: космических кораблей с разгонными блоками и спускаемыми аппаратами для полетов к Луне и астероидам.