У F-35 выявлена Ахиллесова пята
США должны пересмотреть объемы закупок F-35 Lightning II в сторону уменьшения, говорится в экспертном докладе центра стратегических и бюджетных оценок Пентагона, информация о котором была обнародована 21 июня 2007 года. Основная причина, сообщает Defense Talk – несоответствие многоцелевого истребителя пятого поколения вызовам, предъявляемым боевой авиации США в небе Евразии.
По мнению экспертов, одной из причин такого неприятного для Lockheed Martin и не нового вывода является недостаточный боевой радиус для эффективных действий против больших евразийских государств. «Китай в особенности обладает стратегическим тылом, позволяющим разместить ключевые объекты вне досягаемости ударных комплексов малого радиуса действия», - говорится в документе. Очевидно, подобный вывод можно сделать не только в отношении Китая.
В настоящее время считается, что F-35 должен стать основой боевой авиации США в среднесрочной перспективе. Предполагается, что в период до 2034 года будет построено 2443 машины, их совокупная стоимость даже по сегодняшним оценкам составит $299 млрд. F-35 должен заменить F-16, основной истребитель ВВС США в настоящее время, а также целый ряд других ударных машин.
Союзники США не без тревоги следят за растущей стоимостью проекта, смещением сроков и неготовностью делиться технологиями с «партнерами». Тем не менее, уже 8 стран, помимо США, согласились приобрести перспективную машину.
Ахиллесовой пятой самолета, по мнению экспертов, является малый радиус. Даже с подвесными баками и малозаметными для радаров системами ракетного вооружения боевой радиус F-35 Lightning II без дозаправки в воздухе составит от силы 1,5 тыс. морских миль (около 2,5 тыс. км).
В то же время, расстояние между базой ВВС США Kadena на Окинаве и китайским космодромом Сичан составляет 1,6 тыс. морских миль. Более того – 1,4 тыс. миль маршрута пролягут над территорией континентального Китая.
Важность поражения именно космодрома диктуется наглядно продемонстрированным фактом наличия у Китая средств прореживания спутниковых группировок противника, что может слишком нивелировать шансы обеих сторон в гипотетическом конфликте.
Аналитики центра стратегических и бюджетных оценок, отметив низкую адекватность F-35, не дали конкретных предложений по выходу из ситуации. В США ведется активная разработка гиперзвукового бомбардировщика Falcon, способного с баз на континентальной территории США наносить удары по любым объектам на Земном шаре и затем возвращаться домой.
Подобный ударный воздушно-космический самолет был бы абсолютно неуязвим для любых современных средств ПРО. Американские конструкторы уже решили целый ряд проблем – в частности, создав работающий на обычном авиационном керосине гиперзвуковой ПВРД («скрамджет»), освоив технологии создания гиперзвуковых двигателей с камерами прямоугольного сечения и поставив новый мировой рекорд скорости гиперзвуковых аппаратов.
Однако крайняя сложность программы и масштаб технических проблем, которые еще только предстоит решить, не позволяет рассматривать ее как абсолютно реалистичную. Войны с большим по территории государством без господства в воздухе сегодня не выиграть – и вести ее Пентагон может лишь против стран, ВВС которых сами находятся в неадекватном состоянии.