Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

Цветное судоку: радикальный эмпиризм в действии

Исследователи из университета Уорвик разработали вариант игры судоку, предназначенный для демонстрации нового подхода к компьютерным вычислениям - так называемого "эмпирического моделирования".

Обычно термином "эмпирическое моделирование" называют статистическое обобщение и анализ экспериментальных данных. В трактовке автора игры данный термин обозначает несколько иное понятие - интеграцию автоматизированных вычислений с проявлениями человеческого мышления, которые зависят от его чувственных ощущений.

Игра в судоку заключается в заполнении цифрами клеток квадратного поля размером 9х9 клеток. Игрок вписывает числа от 1 до 9 так, чтобы они не повторялись ни в ряду, ни в столбце, ни в квадрате 3х3. Разработанный сотрудником университета Энтони Харфилдом (Antony Harfield) новый вариант судоку отличается от обычного более высокой интерактивностью и возможностью изучать взаимосвязь проявлений человеческой сенсорики и логики с машинной логикой.

В новой игре каждой цифре присваивается свой цвет. Заполненные клетки помечены цветом содержащихся в них цифр. Пустые клетки имеют цвет в соответствии с цифрами, которые можно туда поместить. Если это несколько цифр, то конечный цвет клетки будет комбинацией нескольких цветов. Более темные пустые клетки обозначают меньшее количество цифр, которые можно туда поместить, а черные дают сигнал об ошибке. Дополнительной подсказкой является опция изменения цвета для каждой цифры, меняющая всю картину на поле.

Подход исследователей университета Уорвик близок идеям американского философа и психолога Уильяма Джеймса. Уильям Джеймс, автор теории радикального эмпиризма, отрицал фундаментальные различия между субъектом и познаваемым объектом. Он говорил об активном участии познающего субъекта, находящегося в "хаосе ощущений", в создании истины.

Возможно, новый подход позволит производить более надежное в экстремальных ситуациях программное обеспечение. "Традиционные компьютерные программы предназначены для выполнения заранее известных заданий. Возможные взаимодействия с людьми и соответствующие изменения в них планируются предварительно, и это не приносит значительного вреда, - говорит доктор Стив Русс (Steve Russ) из группы эмпирического моделирования университета. - При этом даже в такой простой игре, как судоку, люди задействуют целый комплекс своих ощущений, опыта и логики, которые не интегрируются и не учитываются обычными компьютерными программами".

По мнению доктора Русса, в критически важных системах, например, системах управления железнодорожным транспортом, программы должны уметь учитывать эти факторы, так как это является вопросом "жизни или смерти".

Комментарии