Теорию относительности спасет возврат к Пуанкаре?
Впервые парадокс близнецов был сформулирован Альбертом Эйнштейном вскоре после создания им специальной теории относительности. Эйнштейн использовал пример с двумя часами, расположенными в неподвижной и в движущейся системах. В соответствии с теорией относительности движущиеся часы должны отставать от неподвижных.
Затем появился более "хлесткий" пример. Для сравнения брали двух близнецов, один из которых находится на Земле, а другой путешествует на космическом корабле со скоростью, близкой к скорости света. При возвращении на Землю близнец-космонавт окажется моложе своего брата, оставшегося дома. Но это было бы полбеды.
Само по себе замедление хода движущихся часов и всех других процессов, включая колебания атомов, парадоксом не является. Более того - как раз оно экспериментально доказано, хотя по ошибке многие считают, что это и есть сам парадокс. На самом деле парадокс состоит в том, что каждый из близнецов находится в совершенно одинаковой ситуации относительно другого. Каждый близнец должен быть старше другого.
За 100 лет существования парадокса близнецов было сделано немало попыток его разрешения. Пытался его разрешить и сам Эйнштейн, однако его объяснение с помощью асимметричного замедления течения времени у путешествующего близнеца было признано ошибочным, поскольку парадокс был сформулирован в рамках специальной теории относительности, а решение его потребовало привлечения понятий общей теории относительности, появившейся позже. С другими объяснениями дело обстояло еще хуже. Положение спас профессор Суббаш Как (Subhash Kak) из университета штата Луизиана.
Он предложил вообще вернуться к формулировке принципов относительности Анри Пуанкаре, разработанной в 1904 году. В ней, в отличие от принципов относительности Эйнштейна, не было введено каких-либо предположений о физической природе Вселенной.
Проф. Как счел целесообразным ввести постулат о том, что характер физических процессов обуславливается крупномасштабной структурой Вселенной. В этом случае появляется возможность определить метод выделения инерциальных систем отсчета из множества всех систем отсчета, не вводя при этом понятия "абсолютного пространства". Тем самым инерциальные системы удастся "привязать" к крупномасштабной структуре Вселенной.