Созданы "регенерирующие" композиты для авиатехники
Новые самовосстанавливающиеся материалы создаются на основе упроченных волоконных полимерных композитов (fibre-reinforced polymer composites). Их полые стеклоподобные волокна заполняются эпоксидной смолой и отверждающим агентом.
При повреждении волокон смола и отвердитель вытекают, восстанавливая целостность материала, что позволяет вернуть 80-90% первоначальной прочности композита и обеспечить его способность функционировать в режиме нормальной нагрузки, сообщает пресс-служба университета.
Как считает д-р Ян Бонд (Ian Bond), руководитель исследовательской группы университета Бристоля, работающей в данном направлении, разрабатываемая технология пригодна для компенсации небольших, невидимых невооруженным глазом повреждений, которые тем не менее могут привести к серьезному нарушению структурной целостности компонентов авиатехники. Она не может заменить обычные инспекции и ремонтные работы, выполняемые при более серьезных повреждениях, вызванных, например, столкновением с птицей в полете.
В будущем ученые планируют создать материалы, где восстанавливающие агенты будут содержаться не в отдельных волокнах композитов, а в интегрированной сосудистой сети подобной кровеносной системе животных. Такая система могла бы "перезаправляться" и менять состав циркулирующих веществ, которые, в свою очередь, будут обеспечивать не только самовосстановление материалов, но и такие функции, как контроль температуры и распространение источников энергии.
Наряду с возможностью самовосстановления, а значит преимуществами в области безопасности, новые полимерные композиты позволяют строить более легкие самолеты, что ведет к экономии топлива и снижению выбросов углекислого газа в атмосферу, считают ученые. Новые материалы также можно применять для производства автомобилей и космических аппаратов.