Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

Самодельный космолет готовится к старту

Известный американский авиаконструктор Берт Рутан (Burt Rutan) представил широкой общественности фантастически выглядящий космический корабль - первый в мире пилотируемый космический аппарат, строительство которого осуществляется частным образом.
Берт Рутан прославился первым в мире беспосадочным кругосветным перелетом на самолете собственной (и оригинальнейшей) конструкции "Вояджер". Обнародовав детали проекта, осуществлявшегося до сих пор без широкой огласки, он заявил, что, во-первых, стремится доказать возможность создания частного космического корабля и, во-вторых, побудить других конструкторов начать делать то же самое. "Что мы пытаемся продемонстрировать - так это то, что подобное строительство вполне по силам, и при этом обойдется фантастически дешево", - заявил он.

Уже готовый космический корабль, построенный по программе Tier One, был представлен широкой общественности в штаб-квартире компании Scaled Composites, принадлежащей Берту Рутану, в прошлую пятницу. Система предназначена для осуществления суборбитального полета, состоит из двух аппаратов совершенно нового и необычного вида, мобильного наземного пункта управления и симулятора полетов.

Корабль-носитель под названием White Knight ("Белый Рыцарь") представляет собой двухмоторный турбореактивный самолет с размахом крыльев 25 метров. Собственно космический корабль, получивший название SpaceShipOne (SS1, космический корабль 1), имеет длину восемь метров, рассчитан на экипаж из трех человек. При старте он располагается под фюзеляжем аппарата-носителя, который поднимает его на высоту 15 тыс. метров.

Набрав высоту 15 километров, SS1 отделяется от носителя, включает ракетные двигатели и начинает набор высоты со скоростью, в три с половиной раза превышающей скорость звука. Максимальная высота подъема - 100 километров. После ее достижения аппарат начинает медленный спуск на Землю, в ходе которого астронавты примерно 3,5 минуты будут находиться в состоянии невесомости, причем в комфортных условиях, без скафандров.

Спуск аппарата и гашение скорости, по замыслу Берта Рутана, будет осуществляться совершенно новым, необычным образом. Два подвижных киля аппарата раздвинутся наружу, увеличивая аэродинамическое сопротивление корабля и одновременно повышая его устойчивость. Это позволит создать исключительно комфортные условия для астронавтов, поскольку перегрузка в этом случае не будет превышать 5g.

На высоте 24 тыс. метров рули займут нормальное положение параллельно потоку, и аппарат начнет планирование на посадочную полосу. Общая продолжительность суборбитального полета составит около 30 минут.

Информации о клиенте, заказавшем компании Scaled Composites разработку Tier One, и об общей стоимости проекта г-н Рутан журналистам не предоставил. Известно, что борьбу за заказ на поставку гибридных ракетных двигателей для SS1 в настоящее время ведут две компании.

И SS1, и White Knight построены из сверхлегких композитных материалов, ставших визитной карточкой компании Берта Рутана. Оба аппарата снабжены множеством круглых иллюминаторов с двойной защитой, позволивших свести вес (и стоимость) аппарата к минимуму.

Программа Tier One может претендовать на получение премии X-Prize в размере $10 млн. По условиям приз достанется первому частному проекту, с помощью которого удастся дважды на протяжении не более чем двух недель отправить (и благополучно возвратить на Землю) на высоту 100 километров двух членов экипажа. Стоимость разработки, правда, в любом случае превысит величину премии X-Prize, так что г-н Рутан полагает, что главная задача - не столько получить сам приз, сколько доказать, что космический туризм возможен.

Дата первого полета пока не названа. Однако известно, что White Knight не только построен, но и прошел летные испытания, а строительство SS1 находится в завершающей стадии. Предполагается, что первый полет будет осуществлен к столетию первого полета аэроплана братьев Райт, которое будет отмечаться в декабре этого года.

Источник: по материалам журнала New Scientist, фото - Scaled Composites.

Комментарии