Роль IT в военной сфере растет
Еще десять лет назад, во время войны с Ираком, захватившим Кувейт (операция "Буря в пустыне", 1991 год), все военные операции тщательно планировались в штабах и лишь после этого приказы отдавались на более низкие уровни. Операция в Афганистане проходит по совершенно иному сценарию: центральное командование имеет лишь небольшое число офицеров - все решения принимаются на местах командирами невысокого ранга, которые самостоятельно и практически мгновенно могут скоординировать свою деятельность с начальством, другими подразделениями, родами войск, базами и т.д. Воинские подразделения в Афганистане оперируют интерактивными картами, связываются друг с другом и командованием с помощью спутников, используют специальное программное обеспечение для определения наиболее опасных направлений и участков местности. И главной проблемой в ведении боевых действий, по мнению аналитиков Пентагона, считаются уже не действия противника, а проблемы обеспечения качественной связи между частями и подразделениями.
Год назад военно-морской флот США объявил войну бумагам на столах офицеров. Массовая компьютеризация офисов и штабов флота позволила на 78% сократить время обработки документов и принятия решений, на треть урезать число сотрудников и на 25% уменьшить затраты на содержание аппарата ВМФ. Традиционные бюрократические проволочки исчезли, деятельность каждого сотрудника теперь находится на виду.
Каждый полицейский в США может со своего личного компьютера, установленного в автомобиле, получить доступ в базы данных по преступникам как местного, так и федерального уровня. Однако проблема заключается в том, что использование высокотехнологичных баз данных остается пока малоэффективным: доступ к ним имеют лишь сотрудники отдельных служб и ведомств. Поэтому в США сейчас ведется работа по объединению баз данных всех силовых и правоохранительных структур, однако неизвестно, сколько времени может занять эта работа и каких финансовых затрат она потребует.
По прогнозу американского Института по исследованию и выработке действий при чрезвычайных ситуациях (Emergenсy Response and Research Institute), уже в ближайшем будущем возникнет необходимость создания особой "кризисной" информационной сети, которая позволит моментально реагировать на террористические акты или природные катаклизмы: любое должностное лицо сможет практически мгновенно определять потребности в технике, людях, ресурсах, продовольствии, медикаментах и т.д., самостоятельно запрашивать их и организовывать доставку в пострадавший район.
Однако традиционное оружие и технологии еще долго не утратят свое значение. Как отмечает аналитик в области безопасности Сидни Фридберг (Sydney Freedberg), "превосходство в технологии не спасло США 11 сентября. Террористы, использовавшие инженерное чудо - пассажирские лайнеры Boeing - для атаки на Нью-Йорк и Вашингтон, были вооружены лишь обычными ножами. А войска США, ведущие антитеррористическую операцию в Афганистане, используют верховых лошадей и старейший самолет в арсенале Пентагона - бомбардировщик B-52, произведенный полвека назад".
Полковник Джон Александер (John Alexander), автор книги "Война будущего: не смертельное оружие в войнах ХХ1 века" (Future War: Non-Lethal Weapons in Twenty-First-Century Warfare), считает, что чем сложнее система обороны и безопасности, тем эффективнее будут применяемые противником "примитивные" методы ведения войны и совершения диверсий. "Любой сверхсовременный компьютер, который может с точностью до доли миллиметра рассчитать траекторию попадания боевой ракеты прямо в бункер Бен Ладена, обладает своим слабым местом. Его всегда можно перепрограммировать так, чтобы ракета полетела в противоположном направлении. А чтобы сделать такие компьютеры бесполезными, шпионы и террористы всегда смогут использовать идеальное оружие - выключатель".
Источник: по материалам Washington ProFile.