Сразу пять автоматических вездеходов, в кабине которых не было ни единого человека, добрались до финиша двухсоткилометровых ралли Grand Challenge по пустыне
Мохаве впечатляющий прогресс, если учесть что на предыдущих подобных гонках ни одной машине не удалось добраться до цели. У четырех
роботов-финалистов ушел день на весь путь, последний добрался до финиша на следующий день. Победителем ралли стал
автомобиль-автомат Stanley, разработанный в
Стэнфордском техническом коллежде (г.
Пало-Альто,
Калифорния). Его разработчики получили приз размером $2 млн. На то, чтобы преодолеть сложную трассу протяженностью 132 мили, ему потребовалось 6 часов, 53 минуты и 58 секунд. Stanley представляет собой «роботизированный» дизельный
Volkswagen Touareg.
«Эти машины не просто поставили очередной мировой рекорд, они творят историю», считает директор DARPA Тони Тефер (Tony Tether).
Согласно условиям ралли, в нем могут принять участие автомобили-роботы, управление которыми осуществляется исключительно с помощью бортовых сенсоров и навигационных систем и которые смогут пройти маршрут по пустыне быстрее, чем за 10 часов. В отличие от традиционных ралли, маршрут Grand Challenge пролегает через туннели, горный серпантин, высохшие соляные озера и другие препятствия все то, что может встретиться боевой машине в реальном марше.
Ралли Grand Challenge стали первым мировым чемпионатом такого рода. В ходе предыдущего, проводившегося в марте 2004 года, ни одному из роботов не удалось добраться до финиша вообще, что породило серьезные сомнения в возможности использования автомобилей-роботов в реальных условиях. Теперешний прорыв д-р Тефер сравнивает по его исторической значимости с полетом братьев Райт.
Два модифицированных джипа Hummer преодолели трассу за 7 часов 4 минуты 50 секунд и 7 часов 14 минут. Колесный робот «KAT-5», названный в честь урагана «Cathrina», прошел маршрут за 7 часов 30 минут 16 секунд. 16-тонный тяжелый грузовик-робот TerraMax преодолел трассу, однако не смог уложиться в отведенное время его время составило 12 часов 51 минуту.
По мнению
американских экспертов и военных аналитиков, роль
беспилотных и автоматических систем в реальном бою
будет возрастать. Во многом такое мнение основывается на впечатляющих достижениях современной беспилотной
авиации.
Пентагон инициировал разработку аналогичных сухопутных систем, которые смогут
взаимодействовать с личным составом. По мнению
военных, применение автоматических грузовиков упростит задачу снабжения частей, а также поможет снизить потери среди личного состава.