Редактирование генов продолжится, но проектирование детей пока запрещено
Международный саммит по генетике на прошлой неделе затронул сложные этические вопросы вмешательства в развитие человеческих эмбрионов. Почти 500 ученых, специалистов по этике, юристов и правозащитников из более чем 20 стран собрались в США, чтобы обсудить правила использования технологий редактирования генов в организме человека. Обсуждение было необычайно эмоциональным: с картинами мрачного будущего, со слезами и просьбами о помощи.
Генетически модифицированные эмбрионы пока можно лишь исследовать в лаборатории, да и то не во всех странах
Большая часть споров шла вокруг апрельского эксперимента китайских ученых по использованию инструмента редактирования ДНК CRISPR–Cas9 для модификации генов в нежизнеспособных эмбрионах человека. Вмешательство в эмбрионы уже стало реальностью и барьером для "проектирования" детей остаются лишь старые этические нормы. Ученые пришли к общему мнению, что такие эксперименты нельзя осуждать, но перед клиническим применением редактирования генов еще не рожденных детей необходимо решить вопросы этики и безопасности генных модификаций.
В настоящее время большинство стран ограничивают генные эксперименты с человеческими эмбрионами. В частности в Китае запрещена имплантация генетически модифицированных эмбрионов женщинам, то есть нельзя рожать генно-модифицированных детей. В некоторые странах нормы еще жестче и запрещают редактирование генов человеческих эмбрионов даже в лаборатории. Понятно, что смелое решение о внедрении клинической практики редактирования генов в таких странах встретит серьезное сопротивление со стороны скептиков.
Оппоненты идеи вмешательства в ДНК эмбрионов утверждают, что такие модификации могут иметь непредсказуемые последствия для потомства. Кроме того, это может создать неравенство и дискриминацию нового типа, когда богатые родители выбирают, например, цвет кожи своего ребенка или "проектируют" его внешность и физические данные.
В то же время, некоторые страны примут новые технологии. В частности, Израиль уже поощряет оплодотворение в пробирке и тестирование эмбрионов на отсутствие генных заболеваний.
Также некоторые страны, например США и Великобритания, проводят успешные испытания редактирования генов для лечения лейкемии, ВИЧ и гемофилии. В Китае это пока запрещено, но скоро ситуация может измениться.
На саммите были и очень острые выступления людей, чьи родные страдают от врожденных заболеваний. Редактирование генов эмбрионов могло бы помочь предотвратить такие случаи.
Итогом саммита стало общее мнение о том, что эксперименты по редактированию генов у уже рожденных людей (детей и взрослых) надо продолжать и расширять. В то же время, пока следует воздержаться от использования генно-модифицированных эмбрионов для инициации беременности.
Таким образом, саммит не стал ожидаемой поворотной точкой в генных манипуляциях с человеческим геномом. Ученые решили оставить все как есть и не призвали к пересмотру современных строгих мер, ограничивающих редактирование генов человеческих эмбрионов. Однако это не означает, что отдельные страны не могут отменить запреты. Аналогичные споры были по ГМО, клонированию, пересадке органов и т. п. В конце концов, прогресс всегда побеждал.