Развитие ДДЗ в России: есть концепция, но нет политики
В мире в настоящий момент можно выделить два подтвердивших свою результативность концептуальных подхода к развитию программ ДЗЗ, которые можно условно обозначить как «американский» и «индийский».
В США государство определяет политику в области ДЗЗ, нормы и правила игры, обеспечивающие лидерство американских операторов программ ДЗЗ в мире. Основные усилия государственного регулирования отрасли ДЗЗ в США направлены на поощрение развития рыночных механизмов. Основополагающим документом является космическая политика в области коммерческих систем ДЗЗ (U.S. Commercial Remote Sensing Space Policy), утвержденная президентом США 25 апреля 2003 года. Развитие коммерческих систем ДЗЗ поддерживается государственными контрактами на закупку космической информации.
Альтернативная политика реализуется в Индии, где отрасль ДЗЗ является полностью государственной и развивается на плановой бюджетной основе – но при этом ее продукты активно продвигаются на рынок. Развитие ракетно-космической отрасли Индии осуществляется в соответствии с государственным 10-летним планом развития, который опубликован на сайте индийского космического агентства ISRO.
Представленная Роскосмосом концепция развития системы ДЗЗ отличается от них обоих – в первую, очередь, отсутствием в ней формулировки политики и принципов развития отрасли ДЗЗ, обоснования необходимого облика системы и этапов ее реализации. Лишним подтверждением этому является впечатляющая долгосрочность программы – безошибочно предугадать эволюцию спутниковых технологий на столь длительный срок еще не брался никто.
Государственное регулирование рынка данных ДЗЗ
Общеизвестно, что развитие рынка данных ДЗЗ определяется государством исходя из собственных целей. Первый значимый шаг России на мировом рынке геоинформатики относится к 1992 году, когда началось коммерческое распространение отечественных фотоматериалов с разрешением 2 м, а с 1998 года – с разрешением 1 м на зарубежную территорию.Десятилетний план запусков спутников ДДЗ одной Индией (полностью таблицу можно посмотреть здесь)
Однако в связи с кризисом, который привел к параличу программы фотосъемок, в России безраздельно доминируют американские снимки субметрового разрешения, поставляемые спутниками Ikonos и QuickBurd. Нормативная база, регулирующая распространение данных космосъемок в России, сформировалась в минувшем веке в виде закрытых ведомственных приказов, и существует в таком виде до сих пор. По данным публикаций, закрытыми в России являются материалы съемок любого района территории России с линейным пространственным разрешением на местности 2м и лучше.Никаких изменений в нормативной базе, связанных со ставшим фактом приходом на отечественный рынок зарубежных данных метрового разрешения и даже после запуска спутника «Ресурс-ДК», не произошло. Несовершенство нормативной базы, регулирующей распространение данных космических съемок сверхвысокого разрешения в России, приводит к курьезным, но чреватым печальными последствиями ситуациям, когда опубликованные в открытом доступе через порталы Google Maps и Google Earth изображения российских городов с метровым разрешением считаются запрещенными для распространения в России.
Концепция ДЗЗ должна определять государственную политику в области распространения данных сверхвысокого разрешения в России. В опубликованном же виде она является лишь повторением ФКП-2015, не затрагивающим коренных проблем развития отрасли.
Состав орбитальных средств
Недостаточно проработанным видится состав будущей системы ДЗЗ. Предусматривается, что при полном развертывании в 2020-2025 гг. российская орбитальная группировка должна будет включать не менее 9 космических систем и комплексов ДЗЗ. Такого обилия систем и комплексов сегодня нет ни у кого в мире – это слишком дорого и никому не нужно.Вопросы вызывает и идея совместного размещения оптической аппаратуры сверхвысокого разрешения (0,5-1 м) и среднего разрешения на спутниках оперативного наблюдения. Дело в том, что принцип работы спутников сверхвысокого разрешения требует наведения телескопа на цель и быстрого перенацеливания аппарата, что практически исключает возможность одновременной работы других датчиков среднего разрешения. По крайней мере, на всех спутниках с разрешением 1 м и менее (Ikonos, QuickBird, OrbView-3, наш Ресурс-ДК, будущие GeoEye-1 и WorldView-1) дополнительные системы среднего разрешения отсутствуют.
В то же время Россия остро нуждается в спутниках оперативной съемки с набором датчиков среднего и низкого разрешения одновременно – типа IRS-P6, SPOT-5. Комбинация таких датчиков позволяет оперативно обнаруживать изменения сканерами низкого и среднего разрешения (10-250 м), а затем детализировать их с помощью систем разрешением 2-6 м.
Кроме того, России крайне нужна система класса Landsat с
многоспектральным широкозахватным сканером, который бы
позволял ежегодно покрывать съемками всю территорию России
с разрешением 15-30 м с 7-8 спектральными каналами для
контроля природопользования, геологической разведки и
экологического мониторинга.
Зато в концепции фигурируют две многоспутниковые системы
мониторинга землетрясений и ЧС, а также лесопожарного
мониторинга, эффективность которых еще предстоит доказать.
Пока другие страны мира не спешат разворачивать аналогичные
средства. Возможность уверенного прогнозирования
землетрясений датчиками с орбиты предстоит еще довести от
стадии экспериментов до серийных образцов, поэтому
непонятно уверенное стремление Роскосмоса быстрее создать
многоспутниковую систему из аппаратов с неотработанной
технологией.
Например, система мониторинга чрезвычайных ситуаций DMC, которую Британия
создает совместно с пятью странами-партнерами, в конечном
итоге стала коммерческой (образована компания
DMCII для продажи данных в традиционных приложениях). Как
показал опыт съемок районов, пострадавших от цунами в
2004-2005 году, наибольшую результативность
продемонстрировали при съемке чрезвычайных ситуаций многофункциональные системы
ДЗЗ SPOT, IRS, а также Radarsat, QuickBird, Ikonos,
которые обладают высокой производительностью, достаточной
для решения разнообразных оперативно возникающих задач.
Сегодня ведущие космические агентства разных стран мира
объединились в рамках проекта «Космос и Крупные Бедствия» (Space
and Major Disaster), что позволяет гибко и быстро
направлять ресурсы различных спутников ДЗЗ на съемку
пострадавших районов. Но Россия до сих пор не является
членом проекта, поэтому российские стихийные бедствия
обходятся без космических съемок.
Наконец, для картографии не обязательно запускать
специализированный картографический космический комплекс,
как предусмотрено Концепцией – сегодня только Индия
вывела на орбиту аналогичный аппарат, и разумность подобного решения еще предстоит доказать. Другие страны широко применяют
более дешевые решения: установку стереосистем на
многодатчиковые платформы (Франция, Япония), либо
применение для стереосъемки спутников метрового разрешения
Ikonos и QuickBird-2 (США). Один аналогичный по разрешению «Ресурсу-ДК» спутник, способный совершать тангажные качания и формировать стереопары на одном
витке, позволил бы снять острую потребность в картографическом комплексе
на несколько лет.
За пределами Концепции осталась и существующая до сих пор в
России несовершенная организационная схема разработки и
эксплуатации программ ДЗЗ. За рубежом для повышения
ответственности разработчиков и создания совершенных по
параметрам систем ДЗЗ практикуется разделение
ответственности: космическое агентство (например, NASA или
ESA) отвечает за разработку и запуск спутника, а
организация-оператор (например, NOAA, USGS, EUMETSAT)
принимает спутник к эксплуатации и отвечает за оперативную
эксплуатацию системы. Организации-операторы несут
ответственность также за формирование облика перспективных
систем.
В России исполнение всех функций взяло на себя агентство
Роскосмос. Неизвестно, пойдет ли это на пользу делу – даже в двадатилетней перспективе.