Радиометкам пророчат великое будущее
По словам аналитика IDC Кристофера Буна (Christopher Boone), RFID-технология находится еще на самых ранних стадиях своего развития и своих реальных возможностей. Эта технология, по словам эксперта, крайне многообещающа – она позволит непрерывно отслеживать наличие товаров в каналах сбыта по фасонам, цвету, размерам - вместо теперешней системы, когда все данные обновляются в какой-то определенный момент времени. Процесс учета товаров станет более быстрым, достоверным и эффективным, чем система учета с помощью штрих-кодов, поскольку отпадет потребность в распаковывании и ручной проверке каждого товара. Это позволит компаниям существенно сократить расходы и повысить эффективность бизнеса.
Как бы там ни было, метки-транспондеры и RFID-тэги уже используют многие розничные сети, в том числе Prada, Procter & Gamble, американский Wal-Mart и британский Tesco, Benetton, американское подразделение французской компании Michelin, специализирующейся на выпуске шин и карт автодорог, американская авиакомпания Delta Air Line и многие другие. "Все чувствуют, что здесь скрывается что-то значительное, но никто не может четко сформулировать, что", - считает Джеф Вудз (Jeff Woods), аналитик Gartner. Корпорация Costco Wholesale, крупнейшая в США сеть оптовых складов, также рассматривает возможность использования радиометок.
Wal-Mart и Минобороны США особенно рьяно призывают своих поставщиков использовать радиометки, объясняя это тем, что в ближайшие несколько лет эта технология будет применяться более широко. Они даже назначили крайний срок внедрения RFID-технологии для своих поставщиков – это январь 2005 года. Ведущие 100 поставщиков Wal-Mart 4-5 ноября встретятся в Арканзасе, чтобы обсудить особенности внедрения технологии радиочастотной идентификации. По словам наблюдателей, установленный Wal-Mart срок – скорее, призыв к действию, а не обязательное требование, которое все поставщики все равно не смогут выполнить столь скоро, еще и потому, что на рынке пока не найти такое большое количество радиометок.
Рынок радиометок выглядит перспективным, и занять на нем свое место стремятся многие. Это и начинающие производители RFID-тэгов, такие, как компания Alien Technology и Matrics, и такие «воротилы» ИТ-рынка, как IBM, которая консультирует корпоративный рынок по вопросам использования этой технологии, конкурируя здесь с компанией Accenture. Преимущество IBM состоит в том, что компания предлагает собственное ПО для обработки данных, полученных от радиометок. То же самое вполне могут предложить и другие софтверные разработчики - SAP, Siebel и Oracle. Другие производители радиометок или их компонентов – это компании Philips Semiconductors, Texas Instruments, Zebra Technologies.
Общепризнанными в мире специалистами в области технологии радиочастотной идентификации считаются японские компании. По некоторым данным, компания Hitachi, к примеру, разрабатывает микроскопический RFID-чип, который будет встраиваться в купюры евро в качестве дополнительной меры безопасности.
Учитывая, что сама технология радиочастотной идентификации еще далека от совершенства, не все начинающие компании смогут просуществовать так долго, чтобы получить от нее прибыль, отмечают аналитики, - подобно тому, как это было со штрих-кодами, представленными в 70-е годы.По словам Кары Романов (Kara Romanow), старшего аналитика AMR Research, радиометки имеют некоторые ограничения: их сигнал не проходит сквозь жидкость или металл; радиочастотные детекторы срабатывают, если лента траспортера сделана из нейлона; к тому же, неизвестно, как поведут себя RFID-тэги, если из запаковать в целлофан.
Кроме того, использование радиометок вызывает споры о нарушении неприкосновенности частной жизни, особенно, когда RFID будет использоваться якобы для обеспечения национальной безопасности. Это все навевает ассоциации с тотальной слежкой в стиле "Большого Брата" или всепроникающей рекламой из фильма «Особое мнение». Прецеденты уже были - американская организация Caspian, ведущая борьбу за невмешательство супермаркетов в частную жизнь людей, призвала к всемирному бойкоту продукции Gillette, одной из первых в мире компаний, решившихся использовать RFID-маркировку продукции. В рамках эксперимента по оптимизации продаж в британском супермаркете Tesco недовольство покупателей вызвал тот факт, что человек, взявший с полки упаковку с бритвой Gillette, сразу попадает в поле зрения видеокамеры, которая отслеживает его путь до выхода из магазина. Gillette, естественно, отверг эти обвинения$ компания делает упор на то, что RFID-маркировка была введена исключительно в целях оптимизации торговой цепочки.
Что же касается вживления радиометок людям, то в США эта практика существует уже не первый год, разрешены они и в Мексике: компания Applied Digital Solutions (ADS) еще весной 2002 года получила возможность продавать микрочипы под кодовым названием VeriChip, вживляемые человеку и содержащие его идентификационный код. Этот код может быть связан с базой данных, в которой находится информация любого рода, в том числе и медицинские данные. Для многих семей, где есть тяжело больные люди (дети, страдающие аутизмом, детским церебральным параличом или синдромом Дауна, пожилые люди с синдромом Альцгеймера), такой чип - это возможность вовремя получить медицинскую помощь, найти потерявшегося человека, пока он не попал в беду. Особенно это касается тех случаев, когда сам больной не может рассказать врачу о своем состоянии, указать свое имя и координаты родственников. Теоретически, чип может служить средством получения докторами информации о хирургически вживленных пациенту приборах - к примеру, электронных стимуляторах сердца и искусственных суставах. Чипы могут нести информацию о том, где и когда данные устройства были имплантированы пациенту и каким образом осуществлялось лечение.
Источник: собственная информация CNews.ru с использованием материалов Reuters©.