Психологи исследовали парадоксы русской души
Не секрет, что представители западной культуры воспринимают русский характер через призму романов Толстого и Достоевского, герои которых сформировали у западного читателя образ вечно сомневающегося, мрачного, погрязшего в самокопании субъекта, погруженного в глубокую печаль по поводу несовершенств мира и своих собственных недостатков. Этнографы вторят великим русским писателям и признают, что русским действительно свойственно зацикливаться на отрицательных эмоциях и воспоминаниях и предаваться невеселым размышлениям.
Тем не менее, психологи из Мичиганского университета Игорь Гроссман (Igor Grossmann) и Этан Кросс (Ethan Kross) утверждают, что хотя русским и в самом деле присущ более мрачный взгляд на жизнь, в то же время они гораздо меньше подвержены депрессивным состояниям, чем американцы. Работа исследователей опубликована в журнале Psychological Science, сообщает пресс-служба университета.
Американские психологи объясняют этот парадокс следующим образом. Да, русские больше фокусируются на негативных переживаниях, чем американцы, но они дистанцируются от этих размышлений, в то время как американцы, если и уделяют внимание анализу собственных неудач, то делают это добросовестно, с полной самоотдачей и погружением в ситуацию, что нередко бывает губительно для психики.
Исследование проводилось по двум направлениям, финансировал работу Национальный институт психического здоровья. В первом тесте приняли участие 85 американских и 83 российских студента - им предложили заполнить анкеты, по результатам которых можно было оценить, как часто их посещают мрачные мысли и насколько подавленными они себя при этом чувствуют. Оказалось, что российские студенты, более склонные к самокопанию, отмечали у себя при этом гораздо меньше симптомов депрессии, чем американцы.
Второй тест проводился среди 86 американских и 76 российских студентов. Испытуемым предложили проанализировать свои сокровенные мысли и чувства по поводу личных неудач и неприятных жизненных ситуаций. Психологи вычисляли на основании теста уровень депрессии студентов. Затем добровольцев попросили оценить, насколько глубоко они переживали прошлый опыт.
Выяснилось, что русские воспринимали ситуацию более отстраненно, чем американцы, и по большей части склонны были обвинять в неудачах кого угодно, только не себя, что в итоге помогало им переносить сеансы самоанализа гораздо легче.
Психологи делают вывод, что культурная среда формирует отношение к восприятию собственного негативного опыта.