Проект неуязвимого гиперзвукового разведчика
Компания Lockheed Martin официально представила проект нового самолета, который, который будет обладать даже более высокими тактико-техническими характеристиками, чем SR-71 Blackbird. Новый самолет, получивший индекс SR-72, будет развивать скорость более 6000 км/ч и, в отличие от предшественника, сможет наносить удары по наземным целям и летать в беспилотном режиме. Для современных систем ПВО такой самолет будет практически неуязвим: он сможет выполнить свою задачу и уйти до того, как ПВО успеет предпринять какие-либо меры.
Самолет SR-71 мог подниматься на высоту почти 26 км – почти в 3 раза выше, чем гражданские авиалайнеры. Новый самолет SR-72, скорее всего, сможет летать на еще большей высоте, что резко затруднит или сделает невозможным его перехват истребителями противника
Новый самолет-шпион будет способен поддерживать крейсерскую скорость в 6 М – это будет первый гиперзвуковой самолет, принятый на вооружение. Кроме того, он будет самым быстрым на планете, только экспериментальные ракетные самолеты X-15 летали с такой скоростью.
Слухи о SR-72 ходят уже давно, о новом самолете говорили, как о части плана ВВС США по использованию гиперзвуковых летательных аппаратов для проецирования силы в масштабах всей планеты. Самолет SR-72 заполнит брешь между спутниками и медленными беспилотниками, которые могут оставаться в воздухе очень долго, но не способны быстро достигать цели и уклоняться от ПВО. Благодаря наличию высокоточного оружия, SR-72 также сможет наносить молниеносные (в течение 1-2 часов) удары по особо важным целям. Благодаря высокой скорости новый самолет сможет пересечь Атлантический океан приблизительно за 1-1,5 часа, с аэродрома в центральной части США до точки в центральной части России - за 2 часа.
Главная особенность нового самолета – двигатели, которые разрабатываются в сотрудничестве с компанией Aerojet Rocketdyne. Это гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель оснащенный турбиной для полета на дозвуковых скоростях.
Обычные турбореактивные двигатели испытывают проблемы с управлением при скоростях выше 2 М. На самолете SR-71 Blackbird, разработанном в 1960-х годах, эта проблема решалась с помощью специального подвижного конуса в воздухозаборнике. На скоростях до 1,6 М конус выдвигался, а при более высоких задвигался, после чего включался прямоточный режим двигателя. Сверхзвуковой воздушный поток сжимался на внешней части конуса, в результате чего падала скорость потока, но росла его температура и давление. Затем воздух разделялся на два потока: один шел на 4-ступенчатый компрессор, а второй сгорал в форсажной камере. Это позволяло SR-71 разгоняться до скоростей более 3 М и поддерживать крейсерскую скорость в 2,8 М. Надо отметить, что сбои в работе сложной системы управления двигателем преследовали SR-71 всю историю его эксплуатации с 1964 по 1998 годы. К тому же расход топлива на высоких скоростях был весьма высок, около 600 кг в минуту, что ограничивало радиус полета 2000 км – менее часа полета без дозаправки.
При создании SR-72 американским авиаконструкторам предстоит решить ряд сложнейших технических проблем, в первую очередь по силовой установке и нагреву корпуса во время гиперзвукового полета. В Lockheed Martin полагают, что на современном этапе развития науки и техники это достижимая цель, и в 2023 году будет готов первый опционально-пилотируемый летный прототип SR-72. Он будет немного меньше по размеру, чем истребитель F-22. На военную службу SR-72 поступит к 2030 году.
В типичных условиях боевого применения, современные системы ПВО не в состоянии перехватить летательный аппарат с такими характеристиками, как у перспективного самолета SR-72. В свое время советские системы ПВО так же не могли перехватить SR-71
Новый самолет, оснащенный высокоточным оружием и способный развить гиперзвуковую скорость, будет почти неуязвим для современных средств ПВО. В свое время SR-71 выполнили множество разведывательных полетов, в том числе над территориями охваченных войной Вьетнама и Ближнего Востока, а также неоднократно вторгались на территорию СССР. Несмотря на такие полеты, смертельно опасные для других типов самолетов, летающие на скорости около 3 М SR-71 успешно уходили от зенитных ракет и истребителей-перехватчиков. Несмотря на множество попыток перехвата, за 34 года применения не было ни одной боевой потери SR-71 - все 12 случаев катастроф самолетов были связаны с техническими неисправностями или ошибками пилотирования.