Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

Преподаватели географии осваивают технологии виртуальной реальности

Использование технологий виртуального окружения в учебном процессе позволит снизить себестоимость при увеличении качества восприятия информации за счёт психологического "погружения" учащегося в среду, принципиально отличную от обыденной.

В Московском государственном педагогическом университете (МГПУ) совместно с Московским физико-техническим институтом (МФТИ) начинается реализация программы исследований в области разработки систем визуализации сверхбольших объемов пространственной и пространственно-временной информации с использованием технологий виртуальной реальности.

В рамках программы на географическом факультете МГПУ установлен первый комплекс «виртуального окружения», созданный специалистами кафедры системной интеграции и менеджмента (СИМ) МФТИ.

Как отметила декан географического факультета МГПУ Валентина Дмитриева, одним из перспективных направлений совместных работ станет разработка систем виртуального повествования (Story Telling) – современного метода виртуального интерактивного обучения, позволяющего кардинально изменить качество учебного процесса при одновременном снижении стоимости, а также дающего возможность изучать невоспроизводимые, трудно воспроизводимые в реальных условиях или потенциально опасные ситуации или сценарии.

На демонстрации технологии, прошедшей в МГПИ 9 января 2009 года, аспирант кафедры СИМ МФТИ Полина Даниличева рассказала о концепции виртуального повествования, методах её реализации с использованием технологий виртуального окружения, а также представила разработанные на кафедре примеры виртуальных учебных курсов. Работы в области технологий виртуального повествования ведутся на кафедре под руководством лётчика-космонавта РФ Юрия Батурина.

Согласно определению, виртуальное повествование — это инновационная интерактивная образовательная технология, которая обеспечивает погружение пользователя в виртуальный мир с использованием технологии виртуального окружения (ВО) и включает пользователя в определенный сюжет (сценарий) в качестве наблюдателя, режиссера или участника «действующего лица» интерактивной истории.

Виртуальное повествование обеспечивает психологический эффект «погружения», т.е. адаптации в условном «игровом» пространстве, благодаря высокому качеству визуализации, стереоскопии, интерактивности и реалистичного поведения виртуальных персонажей.

Возможность естественного перемещения по виртуальному миру, интуитивного взаимодействия с виртуальными объектами и персонажами придает учебному процессу новое качество: пользователь начинает «жить» в виртуальном мире так же, как в реальном, переносит свои подсознательные механизмы и стереотипы поведения в виртуальную среду, одновременно адаптируя их к новой реальности.

В ряде предметных областей системам виртуального повествования нет альтернативы – например, при необходимости привлечь сверхбольшие объемы геопространственной информации без её генерализации (принципы Неогеографии и Situational Awareness), при отработке действий персонала и операторов технологических комплексов в сложных и аварийных ситуациях, в обучении персонала дорогостоящих технологических комплексов, командно-штабном моделировании, и т.д.

Особая область применения технологий виртуального повествования – моделирование ситуаций и сред с иными, нежели привычные человеку, физическими условиями – например, в условиях космического полёта. В частности, уже реализован ряд проектов по использованию технологий виртуальной реальности в обучении и подготовке космонавтов и углублённой проработке технологий проведения экспериментов в условиях невесомости.

Более подробная информация о отечественных исследованиях в области виртуального окружения будет представлена на портале Исследования и разработки – R&D.CNews.

Комментарии