Появилась альтернатива композитам в авиации
Материал, разработанный в технологическом университете г. Дельфт (Нидерланды), представляет собой несколько слоев алюминиевых волокон, расположенных между двумя (или более) толстыми слоями из высококачественного алюминия. Такая конструкция чрезвычайно прочна, и при этом у нее практически нет такого качества, как усталость металла, приводящая к образованию трещин на его поверхности.
Именно усталость и обусловленные ею разрушения являются один из важных факторов, ограничивающих ресурс и период эксплуатации авиационной техники. К тому же новый материал для изготовления самолетных крыльев будет легче, надежнее и дешевле нынешних. По оценкам его создателей, экономия может составить $100 млрд.
Разработчики представили прототип нового материала на конфереции, которая проходит сейчас в Дельфте. На конференции обсуждаются проблемы усталости металлов и ее возможных последствий для авиационной техники. Помимо голландских ученых, в разработке участвовала компания GTM Advanced Structures и один из ведущих производителей алюминия компания Alcoa.
Материал, получивший название CentrAl (сокращение от Central Reinforced Aluminium - армированный алюминий с центральным слоем), является одним из примеров, отражающих концепцию по созданию новых материалов, не требующих обслуживания. CentrAl прочнее композиционного углеродного материала CFRP, используемого в крыльях нового самолета Boeing 787, и с его помощью массу самолета можно будет уменьшить еще на 20% по сравнению с CFRP.
Снижение расхода топлива вместе с сокращением затрат на эксплуатацию и ремонт позволят добиться экономии для мировой авиации, оцениваемой в $100 млрд., сообщает пресс-релиз голландского университета.