Поступление в вуз: что важнее - деньги или знания?
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проводился 19–20 июля 2008 г. Опрошено 1600 человек в 140 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%, сообщает пресс-служба ВЦИОМ.
Один из главных вопросов, на который отвечали респонденты: что необходимо для поступления в вуз – деньги или всё-таки знания? Каждый второй россиянин (49%) считает, что – деньги; каждый третий (33%), – что знания; 14% – что связи.
За пять лет значение денег для поступления в вуз снизилось (в 2003 г. считали самыми важными деньги 61% опрошенных, в 2008 г. – 49%), а значимость знаний возросла (было 19%, стало 33%). Чем старше респонденты, тем чаще они подчёркивают важность знаний в деле поступления в вуз (от 29% среди опрошенных 18–24 лет до 37% в группе 60 лет и старше) и тем реже – значимость связей (20% и 11% соответственно).
Доля российских семей, для которых проблема абитуриентов вузов актуальна, возросла: ещё в 2005 г. только 24–25% респондентов указывали, что они сами или кто-то из членов их семьи за последние три года поступали в вузы. В 2008 г. количество таких семей увеличилось до 39%.
При этом степень коррумпированности системы высшего образования осталась примерно на том же уровне, что и в 2005 г. Так, практически не изменились доли тех, кто пользовался услугами репетиторов из числа преподавателей вузов, в которые планировалось поступление (5–8%); платил неофициально деньги руководителям, преподавателям вуза за поступление (2–4%), за экзамены и зачёты во время сессий (5–8%).
По мнению опрошенных, наиболее эффективное средство предотвращения коррупции в вузах – ужесточение наказаний для тех, кто берёт взятки. Свыше половины опрошенных – 54% – полагают, что эта мера способна предотвратить коррупцию, причём за три года число сторонников этой меры возросло на 9%. Увеличилось и число тех респондентов, кто считает действенной мерой введение наказаний для родителей, дающих взятки, – с 23% до 31%.
Отношение к единому государственному экзамену за три года сохраняется прежнее: считают введение ЕГЭ эффективной мерой борьбы с коррупцией в системе образования 14–16% опрошенных. Менее популярными стали меры, предполагающие повышение зарплаты преподавателям (снижение числа тех, кто считает это действенным, с 41% до 25%); а также перевод всех дополнительных расходов в официально платные (с 22% до 18%) и переход к платному образованию вообще (с 11% до 7%).