Покупка Navteq: на рынке карт началась диссоциация
Неожиданное известие о приобретении финским производителем мобильных телефонов компанией Nokia крупнейшего мирового поставщика цифровой картографической продукции компании Navteq потрясло рынок - всего за два месяца оба лидера отрасли, компании TeleAtlas и Navteq, оказались в руках других компаний - Tom Tom и Nokia соответственно. Интересы же последних лежат в существенно различных плоскостях.
Как сообщила пресс-служба Nokia, соглашение о приобретении компании Navteq уже достигнуто. Ориентировочная стоимость последней, согласно условиям достигнутого и уже одобренного советами директоров обеих компаний соглашения, составит около $8,1 млрд. - это значительно выше, чем определенная первоначально исходя из показателей текущей капитализации цена ($7,61 млрд.)
В сообщении для прессы Nokia заявила, что с экспансией геотехнологий в мобильные устройства удастся повысить и без того высокие темпы роста навигационного и LBS-рынков (Location Based Services, географически локализованные услуги). Компания Navteq, известная своим технологическим лидерством на рынке и имеющая развитую региональную инфраструктуру (3 тыс. сотрудников и 168 офисов в 30 странах), безусловно, является для Nokia чрезвычайно выгодным приобретением.
Можно ожидать, что карты Navteq в телефонах Nokia предоставят их владельцам совершенно новые возможности и позволят понять, что информация о текущем местоположении для владельца мобильного устройства - не просто модная новинка, но принципиально новая степень личной свободы, открывающая перед ними кардинально новое пространство возможностей.
Однако одними лишь "бонусами" для владельцев телефонов Nokia значимость сделки не исчерпывается. Покупка Navteq обозначила тенденцию, которая может иметь очень серьезные последствия для рынка картографии вообще.
Всего два месяца назад мир узнал о том, что другой основной и во многом единственный конкурент компании Navteq - компания TeleAtlas - перешла под управление производителя автомобильных навигационных устройств компании Tom Tom. Возможно, пути обеих компаний, доселе на равных соперничавших на рынке средств автомобильной навигации, отныне разойдутся.
Компания Tom Tom специализируется на рынке средств автомобильной навигации и, естественно, заинтересована в том, чтобы TeleAtlas обеспечивал ее устройства картографической информацией. У Nokia же приоритеты во многом иные.
Современные мобильные устройства - такие, как телефоны - остро нуждаются в средствах предоставления онлайновой картографической информации своим владельцам. Однако требования, предъявляемые к картам для мобильных телефонов и для автомобильных навигационных устройств, существенно различны.
Это связано с тем, что в навигационных картах для автотранспорта акцент смещен на максимально полное и подробное описание дорог как таковых - их топологии, дорожных знаков и разметки, разрешенного скоростного режима, и т.д. Информация об удаленных и недоступных для автотранспорта районах нужна в меньшей степени. У карт для мобильных устройств - фактически, "навигаторов для пешеходов" - специфика иная.
В этом случае становится крайне важным сплошное покрытие территории достоверной картографической информацией - пешеходу доступны такие районы, куда автомобиль не сможет добраться в принципе. Возрастают требования к одним объектным слоям и снижаются - к другим.
Различия между теми и другими картами не столь важны в городе. Однако в малозаселенной местности с низкой плотностью автодорог - как на большей части России - ситуация меняется разительно.
Можно предположить, что новый формат сотрудничества Nokia и Navteq приведет к тому, что последняя станет в больше степени специализироваться не на автомобильных картах, но на "пешеходных навигационных системах" - именно тех сервисах, которые необходимы в телефонах.
Правда, в российском офисе компании Navteq предположения портала Исследования и разработки – R&D.CNews о начале процесса узкой специализации лидеров рынка были развеяны. "Можно допустить, что теперь развитие сервисов неавтомобильной навигации в Navteq приобретет новую динамику, - согласился глава российского представительства компании Павел Козлов. - Однако это ни в коей мере не затронет производства картографических продуктов для автомобильной навигации и для корпоративного сектора - тех областей, в которых компания уже добилась значительных успехов и которые составляют сейчас основу бизнеса компании".
В независимости от того, по какому вектору пойдет развитие цифровой картографии, происходящие на рынке геоданных изменения уже в скором будущем могут значительно изменить и сам рынок, и характер геопродуктов вообще. Рост доступности средств сбора геоданных, широкое распространение геопорталов и космических данных дистанционного зондирования привел к тому, что географическая информация из особого и обособленного вида данных, на наших глазах превращается в атрибут информации вообще. Геотехнологии "выплеснулись" за пределы картографии и стали доступны многим.
Совокупность новых технологий работы с геоданными уже осознана как новая ступень в развитии географии, получившая обозначение "неогеография". Популярность последней стабильно и неуклонно растет. Можно ожидать, что интеграция геотехнологий Navteq и мобильных устройств Nokia станет заметным этапом в распространении географических навыков среди широких масс пользователей - процесса, остро необходимого в России.