Образование: утраченные перспективы России
Накануне Дня Учителя Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) предложил россиянам задуматься о вечных ценностях и оценить профессию учителя с точки зрения престижности.
Результаты оказались безрадостными. Престиж и учительской профессии, и фундаментального образования вообще низок. И даже если сейчас волшебным образом пресечь деградацию педагогики России, первые результаты появятся лет через двадцать - когда начнут трудовую деятельность те, кто с детства воспитывался в уважении и к образованию, и к педагогам.
Согласно данным опроса ВЦИОМ, большинство россиян с теплотой вспоминают школьных учителей (78%). Еще 15% не вспоминают своих педагогов. 6% говорят, что эти воспоминания им неприятны. 2% затруднились ответить. Приятные воспоминания о своих школьных учителях чаще сохраняют 45-59 летние россияне (83%), а также респонденты со средним специальным или высшим и неоконченным высшим образованием (81-82%).
Треть россиян не общаются со своими педагогами после окончания школы (33% опрошенных). В равных долях (по 22%) респонденты ответили, что поддерживали контакт первое время после школы, но сейчас нет, или поддерживали долгое время, но сейчас нет, или же поддерживают до сих пор. Почти каждый третий (33%) не общался с педагогами после завершения школьного образования. 2% затруднились ответить. Среди тех, кто никогда не поддерживал отношений с учителями после окончания школы, чаще встречаются жители обеих столиц (60%) и респонденты с начальным или неполным средним образованием (48%).
Только 23% наших соотечественников уверены, что учитель – вполне престижная профессия. 35% склонны думать, что эта профессия однозначно непрестижна, 38% считают, что это обычная профессия, и непрестижной ее назвать нельзя. 4% затруднились ответить. Респонденты в возрасте от 60 лет и старше чаще называют профессию учителя «вполне престижной» (31%). Чем ниже самооценка материального положения россиян, тем чаще они отмечают, что профессия учителя сегодня непрестижна: об этом заявляют 41% россиян с низкой самооценкой материального положения и 29% наших соотечественников с высокой самооценкой материального положения соответственно.
Почти половина россиян уверены, что, работая учителем, нельзя жить нормально в материальном смысле (48%). Еще 35% наших соотечественников склонны думать, что эта профессия и не слишком удачная, и не слишком проигрышная с точки зрения заработка. Почти каждый десятый (11%) полагает, что эта профессия позволяет устроить свою материальную жизнь успешно. 6% затруднились ответить. То, что, работая учителем, невозможно жить нормально в материальном смысле, чаще отмечают жители средних и крупных городов (58% и 52% соответственно).
Москвичи и петербуржцы, а также жители маленьких городов наиболее склонны считать, что с этой профессией можно вполне успешно устроить материальную жизнь (16% и 15% соответственно). Чем ниже уровень образования россиян, тем чаще они отмечают, что профессия учителя позволяет устроить успешно материальную жизнь: 17% опрошенных с высшим или неоконченным высшим образованием «против» 9% респондентов с высшим или неоконченным высшим образованием.
Большинство россиян не хотели бы видеть своих детей школьными учителями (64%). Такую профессию для своих детей желают лишь 17% наших соотечественников. 19% затруднились ответить. Москвичи и петербуржцы чаще остальных респондентов отмечают, что хотели бы видеть своего ребенка школьным учителем (26%), а жители средних городов, напротив, в большинстве не желают видеть своих детей учителями в школе (74%). Чем выше уровень образования наших сограждан, тем чаще они отмечают, что профессия учителя нежелательна для их детей: 47% опрошенных с начальным или неполным средним образованием «против» 68% респондентов с высшим или неоконченным высшим образованием.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 27-28 сентября 2008 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.