Новый "Боинг" "2 в 1": самолет и вертолет
Со времени первого полета британского реактивного самолета с вертикальным взлетом и вертикальной посадкой "Харриер" (Harrier), состоявшегося в 1960 году, специалистам не удавалось достичь существенного прогресса в повышении топливной эффективности самолетов, способных взлетать и садиться вертикально. Новая конструкция призвана радикально решить эту проблему.
Несущий винт аппарата приводится в движение с помощью реактивных сопел, размещенных на концах лопастей. Такая конструкция привода позволяет избежать появления вращательного момента, закручивающего фюзеляж вертолета в обратном направлении. Следовательно, в новой конструкции отпадает необходимость в хвостовом винте, который компенсирует этот вращательный момент. По словам официального представителя компании Эрика Симонсена (Erik Simonsen), наличие хвостового винта существенно увеличивает общий вес вертолета и значительно повышает его заметность на экранах радаров, так что избавление от винта является несомненным благом.
Вместе с тем, необходимость остановить вращение лопасти несущего винта в воздухе и привести винт в положение крыла требует компромиссных решений. Несущий винт в результате не отличается выдающимися характеристиками ни в качестве винта, ни в качестве крыла. Тем не менее, CRW оказывается более эффективным летательным аппаратом, чем "Харриер", на подъем которого в воздух затрачивается уйма горючего, и имеет большую дальность полета.
Разработка CRW ведется совместно Пентагоном и Агентством перспективных оборонных исследований США DARPA. Каждое из ведомств выделило половину общей суммы, составляющей $24 млн. Первоначально в воздух поднимется уменьшенный беспилотный прототип машины.
Однако, чтобы аппарат мог быть принят в серийное производство, испытателям CRW необходимо доказать, что непростой процесс перехода от одного режима полета к другому является безопасным. Во время этого перехода подъемную силу аппарату должны обеспечить хвостовое оперение и небольшие крылья в передней части фюзеляжа. После подъема в воздух CRW набирает горизонтальную скорость, а когда она становится достаточной, несущий винт останавливается и жестко фиксируется. Подобный переход - весьма рискованная процедура, поскольку хвостовое оперение и крылья лишь с долей вероятности способны обеспечить требуемую подъемную силу.
Если решение о серийном производстве CRW будет принято, предполагается, что его основной задачей станет проведение разведки в интересах ВМС США или корпуса морской пехоты.
Конструкция CRW принципиально отличается от конструкции другого широко известного гибридного летательного аппарата "Боинга" - конвертоплана MV-22 "Оспри" (Osprey). Последний снабжен двумя огромными винтами, установленными на поворачивающихся крыльях. В крейсерском режиме "Оспри" летит, как обычный самолет, однако при взлете и посадке крылья поворачиваются вертикально вверх, и машина превращается в вертолет.
MV-22 имеет непростую историю. Дважды "Оспри" терпел катастрофы, в которых погибло в общей сложности 12 человек. В настоящее время продолжение программы строительства MV-22 находится под угрозой из-за возможного прекращения ее финансирования.
Источник: по материалам журнала New Scientist.