Новости социологии: пьянство выручает трудовые коллективы
В основе странного для трезвенников, но радостного для пьяниц феномена, по мнению ученых - резкий рост социальной эффективности пьющих сотрудников. Представляя собой открытую для всех, но принципиально закрытую для трезвенников "касту", своеобразный "клуб по интересам", они получают возможность гораздо проще налаживать контакты, имеют большую базу контактов.
К тому же, контакты в этой среде лишены внешней формализации (хотя и имеют свои "ритуальные" черты). Пьянство дает возможность быстро решить вопросы. Трезвенникам в этом случае необходимы сети, банки данных, время и средства для завязывания отношений. Все это выливается в существенно большие, чем у пьяниц, затраты. В целом у пьяниц выше степень социализации, чем у трезвенников, а время одиночек в бизнесе прошло.
Пьянство полезно в работе с клиентами, коллегами по работе. Алкоголь помогает сотрудникам лучше понять друг друга, суть бизнеса, улучшить собственные социальные навыки.
Осмысление данного «открытия» может привести к серьезному переосмыслению популярной сегодня политики, препятствующей именно публичному – но не индивидуальному – потреблению алкоголя. Перемещение выпивки в частную жизнь вместо пьянства с коллегами по работе «убивает» основную полезную – социальную - функцию алкоголя.
Это гораздо более непосредственным, чем казалось трезвенникам, образом бьет по прибылям. «Антиалкогольная политика не только лишает выпивающих удовольствия, но и ведет к снижению размеров прибыли», утверждают ученые.
Именно подобная политика в отношении публичного употребления алкоголя проводилась в США в период печально знаменитой антиалкогольной компании 1920 – 1933 гг., проводится она и сейчас. Эта политика уничтожает на корню основной плод производственного пьянства – рост социального капитала.
Неожиданным для экономистов из Калифорнии результатом стала половая дифференциация «промышленных пьяниц». Для мужчин-пьяниц показатель роста удельной нормы прибыли по сравнению с трезвенниками составил 10%, а для женщин – уже 14%. Более того – мужчины, посещающие бар как минимум раз в месяц, генерируют еще 7% дополнительно к указанным 10% . У женщин же этот показатель никак или слабо связан с тем, пьют они в барах или где-то еще.
«Вероятно, женщины наращивают социальный капитал в иных, нежели употребление алкоголя в барах, формах», - честно резюмируют авторы исследования. Изучение того, каким именно образом пьющие женщины способны повысить прибыль своих компаний, увеличивая «социальный капитал», может стать предметом другого, ничуть не менее интересного, исследования.