Наука-2005: рейтинг читателей CNews

Уходящий год ознаменовался интереснейшими открытиями, научными достижениями, техническими разработками и неожиданными новинками в самых различных областях. CNews начинает публиковать рейтинг наиболее ярких событий в сфере науки и технологий 2005 года.
Растущая аудитория читателей раздела «Наука и технологии» CNews своей активностью помогла редакции определить, какие именно события уходящего года могут иметь особенную значимость.

Космический лишайник: воля к жизни

Эксперимент, проведенный на борту российской космической лаборатории «Фотон-М2», можно считать самым сенсационным научным событием года. Совершенно неожиданно выяснилось, что лишайники видов Rhizocarpon geographicum и Xanthoria elegans, выставленные за пределы космического корабля в открытом космосе безо всякой защиты более чем на две недели, этого даже не заметили. После возвращения на Землю все образцы оказались живы и сохранили, в частности, способность к фотосинтезу. Заметных структурных изменений в образцах обнаружено не было. Лишайники являются относительно сложно организованной формой живой материи и фактически представляют собой полноценную экосистему. Жизнестойкость лишайника была известна и ранее, однако новый факт совершенно меняет представление о возможностях и «воле к жизни» белковых организмов.

Новое открытие заставляет по-новому взглянуть на перспективы панспермии — переноса живых организмов с планеты на планету, по крайней мере, в пределах Солнечной системы. На Земле еще ранее были выявлены метеориты, попавшие на нее с Марса. Вполне вероятна и «обратная миграция». На Марсе уже было обнаружено нечто морфологически «похожее на лишайник». Наши представления о пределах, в которых возможно существование сложно организованных многоклеточных живых существ, могут существенно измениться.

Вода и жизнь на Марсе

Мощная научная «атака» на Марс, предпринятая новыми орбитальными исследовательскими станциями и мобильными самоходными роботами, привела к целому ряду эпохальных открытий, важнейшим из которых является, вероятно, обнаружение на Марсе огромных ледяных полей. Возможно, вода в жидком агрегатном состоянии на Марсе существует и сейчас — по крайней мере, периодически.

Все это вынудило экспертов НАСА признать, что на Марсе, по всей видимости, биологическая жизнь существует и в наши дни. Очень убедительным признаком ее наличия является присутствие метана в атмосфере планеты, а также характер его распределения.

В космологии назревает революция?

Неожиданные результаты картографирования реликтового микроволнового излучения и обнаружение феномена «Оси Зла» вынудили большую группу астрофизиков поставить вопрос о необходимости кардинального пересмотра существующей модели «Большого Взрыва», которой все труднее объяснять наблюдаемые факты. Научное сообщество начинает задаваться самыми «ненаучными», на первый взгляд, проблемами — например, объемом информации, которая может быть зашифрована в «реликтовом» послании Создателя.

«Пояс Койпера» скрывает множество чудес

Последние открытия новых необычных тел на дальних границах Солнечной системы — в так называемом поясе Койпера — в корне меняют наше представление о Солнечной системе. Уже сейчас понятно, что за орбитой Нептуна человечество ждет новый, яркий, богатый и неожиданный мир. Многие загадки должен прояснить зонд New Horizons, который должен отправиться к системе Плутона и другим телам пояса Койпера в январе 2006 года.

Лазер стал уборщиком

Одним из наиболее ярких примеров возможностей современных технологий в самых неожиданных областях явилось появление первого в мире «лазерного пылесоса» — прежде такое сочетание могло встречаться лишь у самых революционных футурологов.

Первый компактный лазерный «пылесос», созданный специалистами немецкой компании Clean Laser System, весит 9 кг и позволяет очищать поверхности от самой различной грязи обычным светом, не используя химические вещества и не производя никаких отходов — даже неприятных запахов.