Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

Мир не так уж тесен

Авторитетный научный журнал Science в последнем номере сообщил об итогах эксперимента, известного под названием Six Degrees of Separation ("Шесть степеней удаленности" или "Шесть рукопожатий" - в последнем случае предполагается, что каждого человека на пл
Напомним, что гипотеза о шести степенях удаленности была высказана психологом Стэнли Милграмом (Stanley Milgram) в 1967 г. То, что нужно именно 6, а не 5 или 7 степеней удаленности для передачи личной информации, Милграм установил в результате эксперимента, в ходе которого жителям небольшого провинциального городка Омаха в штате Небраска было роздано 300 конвертов. Эти конверты необходимо было передать определенному человеку, проживающему в Бостоне, штат Массачусетс, причем конверты надо было передавать только через своих родственников и знакомых. Всего до адресата дошло 60 из 300 конвертов. Милграм в итоге установил, что в среднем каждый дошедший по адресу конверт прошел через шесть человек.

В результате эксперимента, который имел все же ограниченную географию и число участников, возникло предположение, что не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире люди, несмотря на национальные и культурные различия, связаны теснее, чем принято было думать раньше. Как ни странно, до последнего времени лишь немногие исследователи пытались воспроизвести эксперимент Милграма, который не раз подвергался в научной среде критике за неубедительность доказательств, недостаточное число участников и другие методические недостатки.

Появление интернета и широкое распространение электронной почты дало возможность расширить рамки эксперимента. Сама проблема имеет два аспекта - математический, связанный со структурой сети, и психологический, касающийся в основном мотивации к участию в этом эксперименте. Соответственно, и результаты исследования представляют наибольший интерес для специалистов по компьютерным сетям, которым будет интересна картина перемещения информация в интернете, и психологам, изучающим тенденции распространения слухов, а также различных культурных влияний. В ходе нового интернет-исследования были привлечены 60 тыс. пользователей, которые должны были передать информацию 18 адресатам из 13 разных стран. Среди адресатов были такие разные люди, как профессор Корнельского университета, ветеринар из Норвегии, полицейский из Австралии. Полученный результат значительно отличался от того, что получил в свое время доктор Милграм, - из 24613 цепочек электронных писем лишь 384, т.е. менее 2%, достигли конечной цели. Интересно отметить, что почти все успешные попытки оказались короче 6 ступеней (в среднем 4). Неудачные же цепочки прерывались в основном из-за того, что кто-то не желал отправлять письмо дальше, т.е. не проявлял желания участвовать в этом эксперименте. Конечно, многие получатели воспринимали письмо как спам, но все же неожиданно высокая доля - 37% всех участников - пересылали письмо дальше.

Результаты эксперимента поставили новые вопросы перед исследователями. Например, выяснилось, что могло быть удачным гораздо большее число цепочек, особенно в случае, когда первый отправитель и адресат живут в одной стране (достаточно в среднем пяти ступеней). Другой интересный результат - около половины удачных "соединений" пришлось на профессора университета, хотя его круг общения вовсе не в 10 раз шире, чем у других адресатов. И, как ни странно, большую роль в успешной доставке электронных писем сыграли простые случайности.

По-видимому, итоги эксперимента по проверке утверждения "мир тесен" еще долго будут обсуждаться научной общественностью. В Колумбийском университете уже начата подготовка к новому эксперименту, в котором будут выясняться психологические аспекты принятия решения о том, кому именно направить письмо. Кроме того, у отправителей появится возможность направить письмо не одному, а нескольким адресатам.

Источник: по материалам газеты The New York Times.

Комментарии