Космический рынок: Россия уступает Европе
По данным отчета, 2005 год стал вторым годом спада в пусковой активности. Всего было проведено 55 запусков космических носителей (см. таблицу), из них только 18 — коммерческих. По общему числу проведенных запусков лидирует Россия (26 запусков), за ней следуют США (12), Европа и Китай (по 5), международная программа Sea Launch (4), Япония (2) и Индия (1).
На мировом рынке коммерческих запусков в 2005 году по общему числу запусков опять лидировала Россия (8 запусков, 44% рынка), за ней следует Европа (5 запусков, 28%), международная программа Sea Launch (4 запуска, 22%) и замыкают перечень США с 1 коммерческим запуском (6% рынка).
Доходы рынка коммерческих запусков — Россия уступает Европе
Суммарный оценочный доход мирового рынка коммерческих запусков в 2005 году составил $1,2 млрд., что на 20% превышает соответствующий показатель 2004 года. Однако распределение доходов не соответствует числу запусков. Наибольший доход получила Европа от пяти запусков ракет Ariane-5 ($490 млн.), за ней следуют Россия ($350 млн. от 8 запусков), международный проект Sea Launch ($280 млн. от 4 запусков) и США ($70 млн.). Даже с учетом 25% доли РКК «Энергия» в доходах программы Sea Launch Россия остается на втором месте.#gallery# |
Прогноз FAA на ближайшие годы
По оценкам FAA, в ближайшие годы спрос на ракеты для запусков телекоммуникационных спутников на геостационарную орбиту останется на прежнем уровне, что приведет к усилению конкуренции среди компаний пусковых услуг.
- сохранение устойчивого спроса на запуски спутников связи на геостационарную орбиту и незначительный рост спроса на запуски спутников дистанционного зондирования на низкие орбиты;
- в ближайшей перспективе сохранится тенденция запуска тяжелых спутников связи на геостационарную орбиту и снижение числа заказов на спутники связи массой до 2200 кг (вывод не бесспорный, например, США, Великобритаия и Россия изготавливают малые спутники связи — прим. CNews);
- примерно половина спутников для низких орбит создана в рамках международных научных проектов, остальные — спутники дистанционного зондирования и низкоорбитальной связи (доля спутников последней категории будет постепенно расти по мере процесса замены космических аппаратов существующих низкоорбитальных систем связи).
Основными конкурентами в оказании пусковых услуг останутся США, Европа, Россия и Украина. Новыми игроками на рынке коммерческих запусков в ближайшие годы могут стать Япония, Индия и Бразилия. В связи с прогнозируемым увеличением запусков малых спутников дистанционного зондирования и низкоорбитальной связи возрастет спрос на пусковые услуги ракет малого и среднего класса, где Россия традиционно занимает лидирующее положение.
Европа надеется закрепить лидерство на рынке запусков по доходности
По данным новостных агентств, европейская компания Arianespace — оператор тяжелых ракет Ariane-5 — надеется закрепить первенство по доходам на мировом рынке коммерческих запусков, усиливая свои позиции на самом быстроразвивающемся рынке
Начиная с 2008 года европейская компания планирует ежегодно осуществлять с космодрома в Куру (Французская Гвиана) 5–6 запусков тяжелых
Россия долгое время гордилась большим числом ежегодных запусков, практически заморозив национальные проекты по созданию новых