Ключ к загадке пчелиного мора нашелся в Израиле
Новые генетические исследования показали, что таковым является израильский острый вирус паралича IAPV (Israeli Acute Paralysis Virus), который вызывает болезнь пчел (паралич крыльев), называемую синдромом краха колонии CCD (Colony Collapse Disorder).
Как сообщает BBC, за минувшие три года от 50% до 90% коммерческих колоний пчел в США были затронуты CCD. Ульи транспортируют по стране для опыления важных зерновых культур и плантаций миндаля в Калифорнии. США производит около 80% мирового объема миндаля на сумму $2,5 млрд. в год. «В производстве миндаля роль пчел-опылителей выходит на первый план, – пишет руководитель научно-исследовательской лаборатории пчеловодства при американском правительстве Джеф Петтис (Jeff Pettis) в журнале Nature. – В 1950-х мы имели 5 млн. колоний пчел, теперь осталась только половина».
Снижение численности медоносных пчел началось в США приблизительно 20 лет назад, тогда причиной этого было заражение пчел паразитарным клещом varroa. Но в 2004 году пасечники стали сообщать о странном явлении: целые колонии покидали ульи и исчезали, оставляя выводок и запасы. Этот синдром впоследствии получил название CCD. Гипотезы о причинах CCD были самые разные: от воздействия радиации мобильных телефонов до влияния пестицидов, от генетически модифицированных зерновых культур до изменения климата.
«Геном медоносной пчелы был тогда уже расшифрован, – говорит энтомолог из университета штата Пенсильвания Диана Кокс-Фостер (Diana Cox-Foster). - Так что мы смогли провести генетический анализ». Ученые обнаружили присутствие чужеродных генов даже в пчелах из здоровых колоний. Восемь типов бактерий присутствовали во всех пчелах, что позволило предположить некоторую полезную функцию, которую бактерии выполняют для хозяев. Исследователи нашли в геноме пчел также гены паразитов, грибов и вирусов - как в здоровых колониях, так и в тех, которые деградировали. Но IAPV был выявлен только в образцах от колоний, подвергшихся CCD.
Правда, действие вируса на пчел в Израиле несколько отличалось от действия на североамериканских пчел. Является ли такое различие следствием небольших генетических различий американского и израильского вируса, или вирус IAPV действует совместно с различными экологическими факторами – остается открытым вопросом. Непонятны также и пути прибытия вируса в США. Первое подозрение падает на Австралию, откуда в 2004 году США начали импортировать медоносных пчел – в том же самом году появился CCD. Исследователи нашли IAPV в австралийских пчелах, и теперь США рассматривают вопрос о прекращении импорта австралийских пчел.
«Мы вряд ли придумаем способ лечения пчел от вирусов», – сказал доктор Петтис. Однако, учитывая коммерческую ценность медоносных пчел США, политическое давление на ученых заставит последних решить и эту проблему довольно быстро.