Инновации Сибири: принцип раздельного проживания ученых
Как сообщает информационная служба Новосибирского академгородка, 30 июня 2008 года в местном Доме ученых состоялось общее собрание СО РАН. С докладами на нем выступили председатель СО РАН академик Александр Асеев и полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин.
На собрании рассматривались основные направления деятельности отделения на предстоящее пятилетие; в частности, доклад Александра Асеева назывался "Основные направления деятельности Сибирского отделения РАН в 2008-2013 гг.".
Главным приоритетом признано сохранение фундаментальных исследований, а также прогнозирование тенденций развития науки. Академические институты СО РАН должны оказывать научную поддержку предприятиям топливно-энергетического и перерабатывающего секторов экономики Сибири с приоритетом на энергосберегающих технологиях и обеспечении глубокой переработки нефтегазовых, минеральных и других ресурсов.
Планируются совместные работы с предприятиями высокотехнологической промышленности, транспорта и оборонно-промышленного комплекса, разработка физико-химических основ технологий атомной точности и участие в создании наноиндустрии.
Важным мотивационным фактором, который выделил в своем выступлении Анатолий Квашнин, явится строительство служебного жилья со строгим ранжированием в зависимости от ранга, занимаемого ученым в научной иерархии. Идея уже выражена количественно.
Так, для академиков и членов-корреспондентов РАН предложено построить коттеджи со стандартным – 0,12 га 0 участком земли. Доктора наук смогут переселиться в таунхаусы, кандидаты наук – спецквартиры, аспиранты – спецобщежития. Жилье будет служебным. Главной особенностью жилищной спецпрограммы является наличие в спецжилье кабинетов для свободного творчества ученых.
Других категорий жилья и иных мер отвода земли (например, для лауреатов Нобелевской премии), согласно имеющейся информации, не предусмотрено.
Обязательность выселения ученых из прежних мест обитания по мере признания их заслуг коллегами, и вселения в новые, не оговорена. В какой мере наличие имеющегося на территории академгородка жилья и земельных участков под него способно стать сдерживающим фактором для естественного расширенного воспроизводства разных категорий научных кадров, также не вполне ясно.
Расселение ученых согласно их рангу в научной иерархии, очевидно, призвано стимулировать в них желание перемещаться на новые и новые социальные позиции, стимулируя творческую активность. Очевидно, оно будет сопряжено и с другими социальными и научными последствиями.
Так, строгое членение спецжилья для ученых в зависимости от ранга последних естественным образом приведет к реализации принципа раздельного (в географическом пространстве) проживания ученых разного ранга и, как следствие, их социального, культурного и иного обособления. Масштабы такого явления, корни которого можно проследить и в советских академгородках минувшей эпохи, и его последствия для российской науки в целом, очевидно, требуют отдельного обсуждения.
Более подробная информация о развитии идеи раздельного проживания ученых в зависимости от занимаемого ими места в научной иерархии, и о ее реализации, будет представлена на портале Исследования и разработки – R&D.CNews.